Причины, по которым украинские ребята приехали без родителей, разные. Кто-то не успел объединиться с ними, когда началась война, у кого-то родители сами ушли воевать. Кто-то и осиротел. Кто-то приехал с совершеннолетними братьями или сестрами, бабушками, дедушками либо соседями, с товарищами по спортивной команде.
В общей сложности по состоянию на 20 апреля опекунов подыскали 586 детям из Украины.
Всех таких детей, прибывших без родителей или других законных представителей (с документально подтвержденным статусом), Латвия причисляет к «детям без сопровождающих» и подыскивает им опекунов, которые обязаны заботиться о подопечных.
Министерство благосостояния поясняет: чаще всего изъявляет желание стать опекуном тот человек, с которым ребенок приехал в Латвию, а также проживающие здесь друзья или родственники его родителей. В первую очередь правом опеки наделяют людей, близких и знакомых ребенку, говорит замдиректора департамента детской и семейной политики Минблага Линда Лиепа:
«Например, если ребенок въехал со своей совершеннолетней сестрой или братом, бабушкой, другим родственником, соседом — то этим чрезвычайным уполномоченным опекуном назначается эта знакомая ребенку персона. Вторым вариантом может быть, что этот ребенок приехал в Латвию к своим родственникам — жителям Латвии.
Однако могут быть и ситуации, когда ребенок приезжает без кого-то знакомого и ни к кому конкретно здесь не едет — тогда это будут наши, латвийские опекуны, временные приемные семьи, гостевые семьи».
По данным Минблага, больше всего «детей без сопровождающих» оказалось в Риге — 97. Однако представитель Рижского сиротского суда Гинта Суббота пояснила: в столице чрезвычайных полномочных опекунов назначили уже 175 украинским ребятам.
«Взрослым нужно подать заявление в сиротский суд, чтобы их назначили законными представителями этого ребенка на определенное время. По крайней мере, все случаи до сих пор, бывшие в Риге, это когда или родственники или сопровождающие взяли на себя такие обязанности», — сказала она.
Но, например, в Бауском крае для 11 «несопровожденных» детей назначили 10 опекунов. По словам члена правления краевого сиротского суда Лиги Бриеде, дети попадают в такую правовую ситуацию по-разному:
«В Бауском крае у нас SOS-поселок в Ислице, где живут украинские семьи, и там мы назначили чрезвычайного опекуна, одну сотрудницу, для девушки 17 лет. Некого больше было. Так что по-разному. Есть братья, сестры, бабушки. Разные возникают ситуации».
Минблаг поддерживает контакты с украинскими коллегами, рассказала замдиректора его департамента детской и семейной политики Линда Лиепа. Украинские ответственные учреждения выразили абсолютную уверенность, что по окончании войны очень важно, чтобы все украинские дети вернулись на родину. И это — одна из причин, почему их в Латвии не отдают на усыновление.