"Последнее время латвийская статистика начинает преподносить по большей части неприятные сюрпризы. Так, в марте годовая инфляция в нашей стране выросла до рекордных 3,4%. Хотя это и далеко до показателей 2007 года, когда инфляция в Латвии достигала 15% годовых, но все равно много. Ведь на данный момент это самая высокая инфляция и в Евросоюзе, и в еврозоне, - пишет экономист Дмитрий Смирнов в "МК-Латвии".
Инфляция за март в Латвии составила 0,9%. Если эта тенденция продолжится, то к концу года мы можем получить уже 10,8%, что недалеко от показателей кризисного 2007 года.
Сильнее всего в марте выросли цены на услуги связи – 6,9%, транспорта – 6,4% и на продукты питания – на 5,4%. Так как на продовольственные товары приходится почти третья часть потребительской корзины, то повышение их цены больше всего повлияло на инфляцию.
Если смотреть по категориям, то больше всего за год подорожали:
■ свежая рыба – на 20,6%,
■ молоко – 13,4%,
■ масло – 25,7%,
■ свежие овощи – 13,7%,
■ сахар – 14,8%.
Причем основной рост цен пришелся на первый квартал 2017 года. Даже эксперты Центра по поддержке сельскохозяйственного рынка признают резкий рост цен. Так, за первые три месяца 2017 года самый высокий рост цен был зафиксирован на импортные огурцы – стоимость одного килограмма выросла с 2,08 евро до 3,98 евро, или на 91%. Местные огурцы подорожали на 48% – с 3,79 до 5,61 евро за килограмм, а желтый перец – с 2,94 до 4,37 евро за килограмм. На красный перец цены выросли на 40% – с 2,87 до 4,02 евро за килограмм, на местные помидоры – на 27% – с 4,99 до 6,31 евро за килограмм, на виноград – на 20% – с 3,30 до 3,94 евро за килограмм, на мандарины – на 18% – с 1,90 до 2,23 евро за килограмм.
Далее, клюква за последнее время подорожала на 18% – с 2,49 до 2,86 евро за литр, говяжье филе – на 14% – с 7,66 до 8,75 евро за килограмм, морковь – на 13% – с 0,38 до 0,43 евро за килограмм. Яблоки, куриное филе и обезжиренное молоко за три месяца в среднем подорожали на 10%.
Из других товаров можно отметить кефир – цены выросли на 9% – с 0,94 до 1,03 евро за литр, сметану – 15% – с 2,56 до 2,79 евро за килограмм, сладкий крем Kārums – 10% – с 0,85 до 0,93 евро за 200 граммов, кофейные зерна – 8% – с 13,69 до 14,73 евро за килограмм, апельсиновый сок Cido – 7% – с 1,44 до 1,54 евро за килограмм.
Местные аналитики высокую инфляцию восприняли достаточно спокойно и не видят повода для беспокойства. По их мнению, резкий рост связан с сезонными факторами – в конце зимы и весной, перед новым сельскохозяйственным сезоном, овощи и фрукты всегда дорожают. Так что все в порядке, и уже летом/осенью, когда созреет новый урожай, цены на продукты питания должны будут снизиться.
Правда, здесь возникают следующие вопросы – если это сезонный фактор, то почему он действует только в этом году? Ведь в предыдущие годы в марте такого резкого подорожания продуктов питания не было. И если это сезонный фактор, то цены в марте 2017 года должны быть примерно равны ценам на март 2016 года, но нет, за год инфляция тоже существенно подросла.
По данным Латвийской ассоциации торговцев, в марте прошлого года литровая упаковка молока с жирностью 2% стоила 74 цента, а в марте этого года – уже 91 цент. Упаковка сметаны весом 360 граммов с 25% жирностью год назад стоила 1,20 евро, сейчас – 1,37 евро, налицо подорожание на 14%. Масло в течение года подорожало на 8% – цена 200-граммовой упаковки выросла с 1,58 до 1,71 евро. В марте прошлого года килограмм голландского сыра стоил 6,01 евро, российского – 5,96 евро, а в этом году – уже 7,28 и 7,36 евро. Цены выросли соответственно на 21% и 23%. А стоимость десятка яиц за год выросла с 1,16 евро до 1,36 евро, или на 17%. Одно из немногих исключений – докторская колбаса, которая подешевела с 5,19 до 4,48 евро за килограмм.
Однако и здесь аналитики нашли объяснение. Оказывается, во всем виноваты мировые тенденции. Цены на продовольствие растут во всем мире, и Латвия на эти процессы никак повлиять не может. Кроме продуктов питания резко подорожало и топливо – на 18% – здесь должны быть виноваты цены на нефть.
Но в таком случае инфляция должна быть высокой во всем мире – но это не так. Как уже упоминалось, в Латвии зафиксирована самая высокая инфляция в Евросоюзе – 3,4%. Рядом идут наши балтийские соседи – в Литве инфляция составила 3,2%, а в Эстонии – 3%. В то время как средняя инфляция по еврозоне 1,5%, а по Евросоюзу – 1,6% – это в два раза меньше, чем в Латвии.
Можно попробовать заявить, что в Латвии наблюдается выравнивание цен со странами Западной Европы, но это тоже не аргумент. Цены у нас с Европой выровнялись давно, еще после вступления в Евросоюз. При этом в Румынии, которая пока беднее Латвии, была зафиксирована самая низкая инфляция – 0,4%. Также низкая инфляция наблюдалась в Ирландии и Нидерландах – 0,6%.
Казалось бы, если у нас единый открытый европейский рынок и общая валюта, то инфляция должна быть одинаковой. Ведь если в каком-то регионе Евросоюза начнется рост цен, то туда из остальных регионов завезут более дешевую продукцию и цены опять упадут. Закон конкуренции! Но в Латвии инфляция в два раза выше, чем в среднем по Европе, и в пять раз выше, чем в ряде стран. Мало того, в еврозоне наметилось даже падение цен – с 2% в феврале до 1,5% в марте (даже сезонный фактор не работает), в то время как в Латвии цены растут.
Вот тут наши эксперты-экономисты зашли в тупик и предпочитают игнорировать проблему. Однако можно сделать следующий вывод – законы рынка в Латвии не работают. И никакой конкуренции у нас тоже нет. Та экономическая система, которая существует в Латвии, очень близка к олигополии – несколько крупных участников контролируют рынок и могут устанавливать цены по своему желанию.
Очень показательна ситуация с молочной продукцией. Еще год назад на рынке молочной продукции был кризис, ведь из-за экономических санкций был потерян российский рынок. В итоге предложение молока на внутреннем рынке значительно уступало спросу. В таком случае цены на молоко должны падать либо оставаться на низком уровне. Но, вопреки законам конкуренции, цены на молочную продукцию растут. Продавцов не пугает, что высокие цены могут отпугнуть покупателей. Люди уже за покупками в Польшу стали ездить, а цены все равно растут.
По моему мнению, у инфляции в Латвии могут быть следующие причины. Согласно законам экономики рост цен начинается в том случае, когда увеличивается количество денег в обращении. И тут следует обратить внимание на один факт. В прошлом году банки Латвии опять начали активно выдавать кредиты. В феврале 2017 года по сравнению с февралем 2016 года общий кредитный портфель банков вырос с 12 264 до 12 736 миллионов евро – на 472 миллиона евро. Причем кредиты, скорее всего, выдавались на потребление, так как прироста инвестиций не заметно. Сюда же можно добавить увеличившийся приток евроденег. Так что денег в экономике стало больше. И чтоб эти деньги у людей не накапливались, их отнимают через повышение цен. Короче говоря, надувается новый спекулятивный пузырь.
Но сейчас спекулятивный пузырь имеет специфический характер. Если во время «тучных лет» доходы росли почти у всех, то сейчас – только у верхушки. Поэтому инфляционный удар нанесен по наименее обеспеченным слоям населения. У людей с низкими доходами около половины бюджета уходит на продукты питания, и отказаться от них нельзя, кушать-то всегда хочется. По этой причине от инфляции в первую очередь пострадают пенсионеры и работники с невысокой зарплатой. Высокая инфляция не только съест их небольшой прирост доходов, но даже может уменьшить реальные доходы. А вот те, у которых зарплата на руки выше 1000 евро, инфляцию даже и не заметят. Особенно в том случае, если увеличение зарплаты превышает рост цен.
Думаю, именно по этой причине высокая инфляция не вызывает у политиков беспокойства. Поэтому правительство пока не собирается предпринимать никаких шагов по ограничению роста цен. Но если все пустить на самотек, то закончиться все это может новым экономическим кризисом.