Один из уволенных — Андрей Афанасьев, проработал пожарным почти четверть века. По его словам, все началось в прошлом году с языковых курсов в Кохтла-Ярве. «Один из учащихся-пожарных встал и сказал, что нам не нужен эстонский язык. Тут живет очень мало эстонцев, и он практически нам не требуется. Учительница обиделась, пожаловалась в министерство образования. А через Минобразования, видимо, пришел приказ применить какие-то меры», — пояснил Афанасьев.
«Причина увольнения заключается в том, что для спасателей законом установлены языковые требования, которые соответствуют категории эстонского языка B1. Эти 12 работников, с которыми мы прекращаем трудовые отношения с 29 марта, практически не владеют эстонским языком», — сказал руководитель Идаского спасательного центра Айлар Хольцман.
По его словам, с 2010 года спасательный центр проводил ежегодные языковые курсы и за восемь лет потратил на это немногим более 70 000 евро. В результате 23 человека смогли сдать экзамен на B1, а по четыре спасателя сдали экзамен на B2 и С1.
«В отношении тех, чей язык вообще не улучшился, кто не пытался соответствовать требованиям и поэтому не сможет отправиться в учебное заведение, на различные курсы или другое дополнительное обучение, мы приняли решение, что мы освободим место для молодых парней», — заявил Хольцман. В отличие от других региональных центров, в Идаском спасательном центре рабочая квота в 48 работников превышена на трех человек. Поэтому вакансии после увольнения такого количества работников здесь намерены восполнить в ближайшие полгода.
Министр внутренних дел Эстонии Андрес Анвельт на своей странице в Facebook написал: «Спасатель, исходя из законодательства, должен знать эстонский язык. Но важно даже не это — а то, что от знания языка может зависеть жизнь человека. Разумеется, что и все сотрудничество в сфере внутренней безопасности происходит на эстонском языке. Главное — желание.
В Академии внутренней безопасности учащиеся могут взять в качестве предмета по выбору русский язык, а в профтехучилище — эстонский. Языковые курсы предлагает и работодатель. Курсы прошли 326 спасателей и только тринадцать человек не смогли овладеть эстонским. Значит подавляющее большинство, у которого было желание, справилось. Десятки тысяч евро были выделены на языковое обучение, и мы, конечно же, продолжим эти вложения.
В ближайшие годы в Нарве будет открыт колледж Академии МВД, „Дом эстонского языка“ и вскоре стартует проект гражданских договоров, в рамках которого кроме бесплатных курсов можно будет получить и оплачиваемый учебный отпуск».
Андрею Афанасьеву до пенсии за выслугу лет оставалось совсем немного, но теперь ему придется просто искать другую работу. «На биржу вставать. Встану на биржу и буду искать работу. Что поделать?», — сетует пожарный. Среди попавших под увольнение — один пенсионер по старости, семеро получают пенсию за выслугу лет и четверо предпенсионного возраста.
Ранее ходившие слухи о том, что все уволенные, кроме одного, имеют гражданство России, не подтвердился. Почти половина сокращенных — граждане Эстонии.
eadaily.com