После двух лет обсуждений на ответственной комиссии Сейма, в конце прошлого года парламент принял поправки к Закону о безопасности на публичных развлекательных и праздничных мероприятиях, которые запрещают использование георгиевских ленточек. Часть латвийского общества начала обсуждать в социальных сетях, не следует ли применить ограничения, вплоть до уголовного преследования, к использованию буквы "Z" в определённой стилистике. Председатель «Согласия» Янис Урбанович, чья политическая партия не поддержала запрет на георгиевские ленточки, считает, что на сей раз для запрета на использование символа "Z" есть веские основания.
-Как, по-вашему, можно ли запретить эту символику также как, например, георгиевские ленточки?
- Я думаю, что да – почему бы не запретить. Эта буква четко указывает, на какой стороне ты находишься и такое волеизъявление необходимо ограничить. Более того, демонстрация этой символики указывает не только на поддержку одной из сторон в войне, но и на выступление против государства, а есть соответствующие статьи закона, которые это запрещают. Я думаю, что любой прокурор легко установит связь с соответствующими статьями.
-Поскольку война на Украине затягивается, есть опасения по поводу возможных конфликтов или провокаций при праздновании 9 мая в Риге, Даугавпилсе и Резекне. Должна ли Рига разрешить мероприятие у так называемого памятника Победы, заявленное обществом «9 мая»?
-Запрет на посещение этого важного места в столь значимую для многих дату может вызвать волну возмущения. На мой взгляд, еще не было войны [на Украине], еще много чего не было на свете, а 9 мая уже отмечали из поколения в поколение. Праздник должен пройти мирно, а не с резкими ограничениями. 9 мая не следует связывать с текущими событиями в Украине.
Ограничение на использование буквы "Z" было бы понятно однозначно, но 9 мая - более чувствительный вопрос. Я могу ошибаться, но моя первая реакция такова: вокруг памятника не должно быть никаких барьеров, никаких запретов. Это создаст лишь повод недображелателям Латвии, который они смогут использовать, чтобы вызвать гнев и обратить его против нас, нашей страны и других стран. Это не подходящее время, это свяжут с противостоянием, нарушением традиции свободы. Я бы не советовал этого делать.
- Много лет у «Согласия» был договор о сотрудничестве с «Единой Россией». Вы многократно говорили, что это инструмент, чтобы вести цивилизованный диалог и улучшать отношения между странами. Если взглянуть сегодня на это в ретроспективе, «Согласие» не могло бы сделать больше?
-«Согласие» делало, что могло, что позволяли обстоятельства. В то время была надежда, что без всех этих войн мы наладим хорошие торговые и культурные отношения. Это была очень большая надежда нашей страны, которую мы пытались реализовать, но 2014 год лишил нас этой надежды, и мы разорвали сотрудничество. И кстати, многие российские политики, с которыми мы сотрудничали, еще вчера [воскресенье, 6 марта] выступили с заявлением, осуждающим войну и действия своей страны. Например, Игорь Юргенс.