Это сопоставимо с капиталом украинского ПАО "Сбербанк", который, согласно международной отчетности за январь--сентябрь 2016 года, составляет $144 млн (более поздние данные отсутствуют). Все средства, по словам источников "Ъ", поступят покупателю сразу после вступления в силу договора купли-продажи.
Согласно сообщению Сбербанка, сделка должна быть закрыта до конца первого полугодия. Стороны комментировать детали сделки отказались.
По словам собеседников "Ъ", переговоры с этими инвесторами Сбербанк вел с конца 2016 года. "Исходно обсуждалась существенно более высокая сумма сделки, но санкции, введенные президентом Украины в отношении российских банков в середине марта (см. номер от 17 марта.— "Ъ"), значительно скорректировали ситуацию,— говорит один из источников "Ъ".
— Еще больше, чем санкции, ситуацию усугубили акции украинских радикалов, которые последовали после сообщения Сбербанка об обслуживании граждан с паспортами ЛНР и ДНР. Они действовали крайне агрессивно, блокировали офисы и создавали паническую обстановку вокруг банка". Стало очевидно, что Сбербанку необходимо как можно быстрее продать банк, и продавец пошел на уступки по цене, чтобы максимально ускорить сделку, говорит другой собеседник "Ъ".
Президент Украины Петр Порошенко, вводя санкции, действовал на основании решения Совета национальной безопасности и обороны страны от 15 марта. Согласно указу президента, санкции сроком на один год применяются к украинским Сбербанку, VS Bank (подконтролен Сбербанку), Проминвестбанку (принадлежит ВЭБу), ВТБ и БМ-банку (входят в группу ВТБ) — в части предотвращения вывода ими капитала за пределы Украины в пользу связанных с ними лиц.
Впрочем, одних договоренностей для совершения сделки недостаточно, ее должен согласовать Нацбанк Украины (НБУ). В НБУ "Ъ" сообщили, что не получали официального уведомления от потенциальных покупателей или соответствующих документов.
"Решение о согласовании приобретения существенного участия в капитале банков, полученное от любых инвесторов, принимается в рамках единых для всех нормативных требований и законодательства,— уточнили в НБУ.— Национальный банк поддерживает цивилизованный выход с украинского рынка банков с государственным российским капиталом, в том числе путем их продажи". Комментировать конкретных претендентов до получения и рассмотрения документов там не стали.
Риски того, что НБУ может не утвердить сделку, существуют, но формальных оснований не видно, оба покупателя приобретают банк не через российские структуры, отмечают эксперты. Со стороны господина Гусельникова покупателем выступает латвийский Norvik Banka, со стороны Саида Гуцериева — белорусская компания.
Аналитики называют успехом то, что с учетом инвестиционного климата на Украине Сбербанк все-таки нашел покупателя. После введения санкций глава группы банковских рейтингов АКРА Кирилл Лукашук называл перспективы продажи весьма сомнительными.
"В любом случае Сбербанк понесет убыток, поскольку не сможет продать банк по цене входа на рынок. Отбить сейчас эти деньги нереально, вопрос только в объеме убытков,— добавляет исполнительный директор Международного фонда Блейзера (регион Украина) Олег Устенко
.— Однако при нынешнем инвестиционном климате на украинском рынке тот факт, что Сбербанку с учетом масштабов его бизнеса удалось очень оперативно договориться о сделке, можно назвать большой удачей".
Григорий Гусельников сообщил, что после завершения сделки банк будет работать под брендом латвийского Norvik Banka. Таким образом, после продажи банка "не будет никаких оснований считать его российским", отметил он в интервью радиостанции "Эхо Москвы", выразив надежду, что после смены собственника санкции Украины с банка будут сняты.
Однако рассчитывать на автоматическое снятие санкций покупателям не стоит. В НБУ отказались предоставить комментарии по данному вопросу, отметив, что он "нуждается в дополнительной проработке".
По мнению управляющего партнера адвокатской фирмы "Юстина" Владимира Плетнева, реальная цель принятия санкций — лишить дочерние предприятия российских банков с госкапиталом возможности зарабатывать на украинском рынке, но украинский Сбербанк прямо указан в приказе и при смене собственника не будет исключен из-под санкций автоматически.
Новые собственники, отмечает юрист, лишь могут просить об исключении банка из списка, ссылаясь на утрату связи компании с российским государством. Причем, поскольку это указ президента, нужно будет обращаться к президенту. В то же время, считает юрист, при соблюдении формальностей вероятность добиться исключения из списка и с юридической, и с экономической точки зрения высока.
Впрочем, для покупателей украинского Сбербанка санкции не носят столь критического характера, уверяют источники "Ъ". У группы "Сафмар" (ранее группа БИН, управляет активами семьи Гуцериевых--Шишхановых), поясняет один из собеседников "Ъ", знакомый с деталями сделки, есть обширный бизнес на Украине, на развитие которого необходимы инвестиции в гривнах. "В последние годы группа активно скупала логистические проекты, в том числе украинские",— уточняет источник "Ъ".
Так, в 2013 году группа БИН приобрела одного из лидеров складского рынка недвижимости — компанию "Международное логистическое партнерство" (МЛП), которая владеет и управляет 1,8 млн кв. м недвижимости в России и на Украине.
МЛП принадлежит крупнейший на Украине логистический комплекс класса А "Чайка" площадью 115 тыс. кв. м. При этом в самой группе вчера заверили, что она не имеет отношения к продаже украинского Сбербанка. По словам начальника департамента информационной политики и стратегических коммуникаций "Сафмара" Сергея Ключенкова, сделка "является личной инвестицией Саида Гуцериева".