Ранее предполагалось, что содержимое архива станет публичным весной 2018 года – завершить исследование к тому времени требует закон. По словам Яриновской, комиссия еще 6 марта 2015 года решила, что все докуме
«Единственное – остается внести поправки в нормативные акты, чтобы, во-первых, передать эти документы учреждению, в котором этот открытый доступ действительно будет возможен – то есть Наицональному архиву, - и вторая вещь, которую следует постановить, это что документы действительно должны стать доступными всем заинтересованным.
Мы донесли это мнение до Кабинета министров, и до Сейма тоже, но до сего момента пока ничего не сделано, чтобы открыть [архив КГБ]. В связи с чем с нашей стороны – сделано всё.
И второй шаг нами сделан: благодаря поддержке отдельных членов комиссии мы провели вместе с Центром SKDS исследование общественного мнения. Следует отметить, там нет особых сюрпризов для ученых, но это действительно большая поддержка – узнать, что ты не в меньшинстве, и твое мнение разделяют другие.
Оказалось, большинство населения – за открытие «мешков КГБ», за открытую дискуссию, а тех, кто против публикации этих документов – меньшинство», - рассказала Яриновская.
И речь не о небольшом перевесе, подчеркнула она.
Открытие архива советской спецслужбы поддерживает две трети общества: «А в Риге и Латгалии – вообще три четверти».
Она отметила, что больше всего одобряют рассекречивание «мешков ЧК» люди в возрастной группе до 34 лет – «молодежь, которой нечего скрывать и которая не боится узнать детали биографии родителей».
Ранее сообщалось, что со стороны политиков ощущается мощное противодействие публикации сведений о местной агентуре КГБ. Яриновская подтвердила, что до сих пор даже сама комиссия пока не получила возможности изучить засекреченные документы.
По ее словам, комиссии удалось лишь заручиться обещанием Сейма внести соответствующие поправки, чтобы дать ей доступ к документам, находящимся в распоряжении Бюро по защите Сатверсме (но пока он не получен).
«Что мы делаем со своей стороны, так это ведем исследования в таком виде и таком объеме, чтобы показать все возможные аспекты касательно аргументов, почему не дается доступ к документам вначале ученой комиссии, а впоследствии и обществу», - отметила она.
Каждая публикация комиссии, каждое исследование вызывают большой резонанс в обществе, признала Яриновская. В комиссию приходят люди, рассказывают истории своих семей. Встречи с потомками агентов КГБ убеждают, что комиссия – на правильном пути:
«Открытость в вопросе об агентуре необходима. За что они нам искренне благодарны – так это за то, что мы помимо изучения документов углубляемся и в истории человеческих судеб».
Тем не менее, правящая коалиция пока не спешит выполнять рекомендации комиссии. Хотя Яриновская и заверила, что комиссия сделала со своей стороны всё возможное, чтобы получить доступ к «мешкам ЧК», спикер Сейма Инара Мурниеце (Национальное объединение) ранее заявила LTV:
«Они не подали никакого проекта решения, который конкретизировал бы, чего они в действительности хотят. Это им нужно сказать четко».
Комментируя эту реплику, Яриновская отметила, что комиссия ясно сказала, чего хочет, и подала свои предложения:
«Если помните, был такой неудачный и весьма показательный законопроект Минюста об исследовательской комиссии - его отклонили, но мы тогда подали огромное число предложений с обоснованиями. Это одно. Второе –
мы подали также и проект решений, необходимых для того, чтобы комиссия могла работать, и чтобы произошло также перемещение документов в Национальный архив.
Мы говорили с ответственным Министерством культуры, с парламентским секретарем, госсекретарем... На мой взгляд, проблема в данный момент – не в комиссии, потому что все необходимые документы – все, которые вообще имеют право требовать от ученых, – поданы.
Проблема – в нежелании.
В частности, до недавнего времени (до понедельника 19 декабря, когда комиссия и Центр изучения общественного мнения SKDS опубликовали данные опроса населения. – Прим. Rus.lsm.lv) многие политики искренне считали, что открытие «мешков ЧК» в обществе одобряет меньшинство».
Между тем к наследию прошлого следовало бы отнестись куда внимательнее еще и потому, что «в полутора сотнях км от нас есть государство, где День чекиста, 20 декабря, стал официальным праздником», подчеркнула юрист. По ее мнению, многие латвийские политики не осознают актуальности проводимой комиссией работы.
«Политикам следует прислушиваться к мнению общества. А если кто-то боится – значит, он по-прежнему живет прошлым», – заявила Яриновская.
Специальная межведомственная комиссия по изучению архивов КГБ была создана по решению Сейма для того, чтобы перед публикацией этих материалов провести их научное исследование.
Публично доступными архивы КГД станут с конца мая 2018 года, но уже сейчас ясно, что картотека является неполной и карточки информаторов не могут служить доказательством факта сотрудничества с репрессивным учреждением советского времени.
Ученые жаловались на отсутствие финансирования и на подспудное, но ощутимое противодействие на политическом уровне.