Reflektējot par vakardien Saeimas 3 pieņemtajiem aizsardzības un iekšlietas likumiem, sapratu, ka tos vieno viena ļoti bīstama tendence. Proti, Latvijas lēmumu pieņemšanā izsisti drošinātāji - pārvalde baidās darīt savu darbu pat tad, ja runa par cilvēktiesībām. 1/9
— Iveta Kažoka (@IvetaKazoka) April 6, 2023
"Эта тенденция характерна не только для латвийского правительства, но в Латвии ее особенно усугубил предыдущий Сейм с его неуважительным отношением к работе государственных служащих, юристов Сейма и даже судей. Я вижу, что в новом Сейме, который в этом отношении лучше, этот страх продолжается.
Помните сентябрьскую новость о том, как Юридическая комиссия Сейма? Это было редкое исключение из тенденции: тщательность, с которой новому парламенту пришлось дорабатывать закон, показывает, что критика была уместной.
Важный вопрос: как подготовленный таким образом закон мог быть "пропущен" из министерства его высшими должностными лицами? И почему не сработал ни один из механизмов контроля качества в процессе утверждения Кабинетом министров (Министерство юстиции, Государственная канцелярия, заседание Кабинета министров, в конце концов)?
Вчера Сейм также исправил ЯВНЫЕ недостатки Закона об иммиграции, касающиеся бывших неграждан Латвии и их языковых тестов. Несмотря на то, что закон был неисполним, он был принят почти единогласно, без какого-либо рассмотрения, незадолго до выборов.
Чиновники и юристы тихо намекали, что ничего хорошего из этого не выйдет, но политики промолчали. Критика затихла. Вчерашний закон также решает только сиюминутные проблемы - омбудсмен попытался робко указать на то, что это еще не конец истории, но потом и этот голос пропал.
И вообще трудно подобрать цензурные выражения в отношении законов о разглашении/государственной тайне. Если бы их "протащили" вчера через все чтения, то в мае любой руководитель учреждения мог бы сделать ЛЮБОЕ дело государственной тайной без всякого контроля. Только общественный резонанс остановил это.
И это только три примера из вчерашней повестки дня. Чтобы избежать подобных драматических ситуаций, нам необходимо поднять планку качества законотворчества, которую предыдущий Сейм опустил до основания. Три пункта:
1) Важные законы должны проходить через обычную процедуру кабинета министров - отступления означают, что парламент должен работать над ними ОЧЕНЬ тщательно.
2) Чиновники и юристы по правам человека должны быть защищены от преследований со стороны политиков.
3) Каждый депутат обязан выслушать озабоченность по поводу качества законов, даже если она выражена очень тихо", - написала Кажока.