Женщина объяснила, что привыкла пользоваться наличными. Поэтому и возит их с собой. 6 сентября Ирена задекларировала в аэропорту «Рига» 30 610 долларов США и 1185 евро, указав в качестве источника денег пенсию покойного мужа.
Подозрения на таможне
"Работница таможни сразу сказала, что я вру и что пенсию нельзя наследовать. Мои вещи выгрузили, пришел начальник таможни и сказал, что деньги отнимут. Я ответила, что я им ничего не отдам, только следователю полиции", - рассказывает Ирэна.
Спустя три часа приехала полиция и пенсионерку увезли в участок полиции к следователю Ингуне Панковой, которая сразу объявила, что будет начат уголовный процесс.
От расстройства пенсионерка стала плакать и не могла даже прочитать текст, который ее заставили подписать. Она попросила адвоката позвонить сыну, который живет в Риге. Но позвонить ей запретили, однако женщина как-то умудрилась совершить звонок, за что на нее наорали. После этого пенсионерке стало плохо и пришлось вызвать "скорую". Ей пообещали, что если она подпишет бумаги, то ее освободят, но она отказалась это делать.
К делу подключился адвокат Алдис Лиепиньш, но денег пенсионерка все равно лишилась - наличность была арестована, и женщина осталась без единого цента. Ей пришлось занимать деньги у родственников, чтобы пережить двухнедельную самоизоляцию после прилета.
Скоро пенсионерка собирается возвращаться в Америку - поездка назначена на 5 декабря, однако до сих пор судьба изъятых у нее денег непонятна. Адвокат писал жалобы в Службу госдоходов (СГД/VID) и в прокуратуру, пытаясь обжаловать арест денег, и даже в Окружной суд. Однако все безрезультатно. Даже несмотря на то, что за это время женщина успела запросить документы из банка США, подтверждающие легальное происхождение денег.
Уголовное дело по серьезной статье
Как свидетельствуют документы, 6 сентября старший следователь следственного отдела управления полиции таможни и налогов Службы госдоходов начал уголовный процесс против Ирэны Каммлот по третьей части статьи 195 УЗ "Легализация средств, добытых преступным путем в крупном размере". За это преступление пенсионерка может получить срок от трех до 12 лет тюрьмы с конфискацией имущества.
В решении о возбуждении уголовного дела написано, что Ирэна Каммлот получила деньги в результате неизвестного преступления в США в период времени с 2013 по 2020 год, и, зная, что деньги добыты преступным путем, она пыталась скрыть их происхождение, меняя их местонахождение и принадлежность, привезя из США в Латвию.
Любопытно, что в этом же самом решении указано, что до этого с 2013 года Ирэна Каммлот восемь раз приезжала в Латвию и похожим образом декларировала деньги - всего на сумму 137 тысяч 80 евро. Однако ни у кого никаких претензий на этот счет не возникало и не возникает по сей день. Но теперь вдруг следователям потребовались документы, подтверждающие происхождение денег.
Что еще важнее: эти бумаги были пенсионеркой предоставлены в СГД. И свидетельство о браке с умершим уже американским супругом, и распечатки из банка на почти 200 листов, и выписки из соцслужбы США о полученной пенсии. А она, отметим, была не маленькой - после смерти супруга в 2014 году ежемесячно почти по 2 тысячи долларов, а после это еще больше - 3 тысячи 500 долларов, так как появилась вторая пенсия. С 2008 года женщина жила с гражданским супругом, который ее полностью содержал, а деньги она отвозила в Латвию, где вкладывала в содержание недвижимости в Саулкрастах и помогала детям с внуками.
Жалобы адвоката Ирэны Каммлот никакого успеха не принесли - прокуратура ответила, что действия работников СГД были законными. Единственное - прокуратура сочла, что статус подозреваемой для Ирэны Каммлот был выбран неправильно, но это не освобождает ее от обязанности сообщить о происхождении арестованных денег.
Борьба с черным налом
Несмотря на все попытки адвоката, статус Ирэны Каммлот в этом уголовном деле до сих пор не ясен - не смогла ему ответить на этот вопрос и сама следователь. Она сказала, что статус пенсионерки пока не ясен, поэтому ее допросить не могут. По мнению адвоката, Ирэна теперь в этом деле может быть как свидетель, или как владельца затронутого имущества, или как лицо, в отношении которого начат уголовный процесс.
"Получается, что государство фактически запрещает ввоз наличных денег. Если это так, то об этом нужно предупреждать. В Сатверсме указано, что у каждого есть право знать о своих правах", - говорит адвокат Алдис Лиепиньш.
В СГД журналистам ситуацию с делом американской пенсионерки разъяснить отказались. Там лишь отметили, что за последние годы законы не менялись и на границе по-прежнему нужно декларировать наличные деньги, если их более 10 тысяч евро, но поменялись установки - усилилась борьба с легализацией средств, добытых преступным путем.