Суббота Вести еженедельник 7 Супер Секретов Mājas virtuve
LAT Пятница, 26. Апреля Завтра: Alina, Rusins, Sandris

«У нас люди друг друга ненавидят не только в тюрьме, но и на воле»: тюремный психолог о борьбе с пытками в России

Только за последние две недели достоянием общественности в России стали три громких скандала, связанные с издевательствами над заключенными: заснятые на видео пытки в ярославской колонии ИК-1, убийство осужденного сотрудником ИК-6 в Брянской области и массовые избиения в Керчи.

О том, как бороться с садизмом в российской пенитенциарной системе, рассказал Владимир Рубашнин — тюремный психологом с 20-летним стажем, экс-главой психологической службы ГУ ФСИН России по Республике Татарстан, подполковником внутренней службы в отставке.

В 2009 году, после выхода в отставку, Рубашный начал заниматься правозащитной деятельностью: входил в состав ОНК и Общественной палаты Республики Татарстан, был экспертом президентского совета по правам человека. Проводил независимые психологические экспертизы Надежды Толоконниковой, Марии Алехиной и обвиняемых по «болотному делу».

В 2016 году Владимиру Рубашному удалось добиться возбуждения уголовного дела против сотрудника ИК-19 Татарстана Назиля Гайнатуллина, избивавшего и унижавшего заключенных, доказательством чего стали две видеозаписи 2009 года.

Их автор — заключенный ИК-19 Дмитрий Чурихин — на протяжении шести лет безуспешно пытался привлечь к ним внимание следственных органов. Назиль Гайнатуллин был приговорен по статье 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий») к 3,5 годам лишения свободы условно с запретом на работу в системе ФСИН на два года и освобожден из-под стражи в зале суда.

 

— Избиения заключенных воспринимаются сотрудниками ФСИН как повседневная практика, без которой они не могут с ними справиться, и других методов воздействия не видят?

— Ну, естественно. Если по букве закона справляться с заключенными, применяя взыскания, штрафные изоляторы, характеристики, которые влияют на УДО, — это длительный процесс, и он косвенно ударяет по самим сотрудникам. Ведь нарушения заключенного, если они фиксируются, снижают так называемую дисциплинарную практику, и у вышестоящего руководства появляются вопросы: «А что это у вас такой бардак? Почему столько нарушений?»

Им так проще. Наказывая осужденного так, как на видео из Ярославля, они добиваются результата намного быстрее и, по их мнению, эффективнее.

— И что можно сделать, чтобы бороться с пытками? Только публичность?

— Да. Ведь везде гаечки-то подкручиваются, зажимаются. Раньше ОНК (общественная наблюдательная комиссия) была хоть какой-то отдушиной и предоставляла возможность предать огласке информацию о нарушениях: пусть даже со слов заключенных — все равно побои не скрыть. Но сейчас ОНК последнего созыва превратилась в собрание людей, абсолютно лояльных системе.

Тюремная система должна быть прозрачной, чтобы не только выбранные люди, а любой представитель гражданского общества мог ее контролировать тем или иным образом.
Но система не хочет этого, потому что тогда не будет возможности применять «единственный достаточно эффективный», по мнению сотрудников, метод борьбы с осужденными «отрицательной направленности».

Хотя был период, когда деятельность ОНК первого и в большей степени второго созыва достаточно напрягала в хорошем смысле этого слова администрации колоний. Многие рассказывали, что стало меньше рукоприкладства. Но были ИК, администрациям которых вообще все было безразлично: их ничего не пугало — как избивали, так и продолжали избивать.

И сейчас очевидно, что улучшений нет, и потому нужна глобальная реформа, о которой говорят уже столько лет. Что-то там на бумажках проводится, но сотрудники как работали по привычной схеме, так и продолжают. Они поставлены в подобные условия вышестоящим руководством. С одной стороны, режим должен соблюдаться, должен быть жестким, но с другой — нарушения фиксировать нельзя, так как они снижают дисциплинарную практику.

— И даже если совестливый сотрудник захочет предать огласке факт пыток, давление на него будет настолько сильным, что он не сможет этого сделать?

— Естественно, ведь существует же круговая порука. Я, например, за свою практику не могу вспомнить ни единого случая, когда сотрудник написал жалобу в Следственный комитет или прокуратуру. Во ФСИН — единоначалие, и он должен обращаться непосредственно к своему руководителю, а дальше дело должно идти по инстанциям. Но никто не будет выносить сор из избы — ведь полетят и погоны, и головы, и посадки будут. Тем более любой сотрудник все равно чем-то повязан, он тоже в чем-то принимал участие. Написать заявление о происходящих в колониях пытках — это «самоубийство» для сотрудника: он больше никогда в системе работать не будет, ему нужно тут же увольняться.

— А что бы вы посоветовали заключенному, к которому применялись пытки или который знает о том, что пытали кого-то его из товарищей?

— По ситуации. По возможности, обратиться в правозащитные организации. Вы понимаете, направо-налево они, конечно, не бьют. И даже в Ярославле они, видите, как начали оправдываться? Говорить, что он сам спровоцировал сотрудников. Ну они так считают, что заключенный провоцирует, потому что у него 130 нарушений, и никаким ШИЗО, никакими отказами в УДО, никакими выговорами волю заключенного подавить невозможно.

— Но ведь эти нарушения очень легко «нарисовать» человеку: за то, что он, например, не застегнул пуговицу…

— Но это тоже не будет просто так. Бывают, конечно, ситуации, когда администрации нужно сломать человека — и все. Но давайте не будем разбирать ситуацию, когда на принципиального начальника осужденный как-то косо посмотрел, или на воле он был гражданским активистом, и кому-то надо, чтобы он до конца срока отсидел. Возьмем общекриминальную практику: обыкновенный осужденный с убийством за плечами, который придерживается воровских понятий, традиций. Как считают сотрудники колонии, «отрицательно настроенный» и «неисправляемый». Он себя ведет так, чтобы у него был авторитет среди других заключенных, баламутит их.

Всю колонию избить невозможно, там есть люди, которые вообще никогда палкой не получали в жизни. А есть осужденные, по поводу которых сотрудники уверены, что никакие средства, кроме насилия, работать не будут. Поймите, я их не оправдываю — ничем пытки и побои оправдать нельзя, просто пытаюсь объяснить их логику. Они полагают, что после побоев заключенный на какое-то время утихнет, ну или задумается о своем здоровье.

— А что можно сделать для того, чтобы законные методы исправления заключенных хоть как-то работали?

— Для России это особенная беда, потому что насилие никуда не девалось — с гулаговских времен оно как было, так и осталось. Менталитет сотрудников можно поменять только в том случае, если за все правонарушения и преступления, которые они совершают, их станут наказывать. А сейчас администрация колоний, руководство УФСИНов просто покрывают преступления. На совещаниях они заявляют: «Ну вы там особо-то руки не распускайте». Однако если подобный инцидент происходит, на уровне начальника территориального или следственного органа преступление покрывается, вещдоки скрываются или фальсифицируются.

Я вообще не представляю, как можно принять какое-то одно конкретное решение, чтобы все исправить. Это всех, наверное, нужно уволить и заново набрать…
Вы же видите, сколько система существует: и в советский период, и в постсоветский. Ничего особо не меняется — те же методы, те же средства. В застой еще хотя бы идеологическая составляющая существовала. А сейчас и этого нет. Бога разрешили, молельные комнаты пооткрывали, но силком же туда не загонишь. Поэтому механизмов-то исправления нет вообще. Посадили человека, и он сидит до звонка. Есть какие-то пресловутые воспитатели, которые бумажками занимаются, поскольку не имеют профильного образования и ничего не умеют.

— А что можете сказать о своем опыте работы в психологической службе УФСИН и ее эффективности в российских реалиях?

— Если бы действительно система была заинтересована в психологах, может, какой-то толк и был. Но достаточно сложно ввести институт психологов в пенитенциарную систему, основная функция которой, как они сами считают, — карательная. Понятно же, для чего в свое время завели в колониях психологов — это было условием, чтобы мы вошли в ПАСЕ и прочие европейские структуры.

Я не хочу сказать, что все тюремные психологи — бездельники, есть, может быть, святые люди, которые убеждены, что их миссия совершенно оправдана. Но в большинстве своем это все фикция. Ни один руководитель до конца вообще не понимал, для чего психолог нужен. Все зависит от личности. Если человек порядочный, специалист нормальный, есть опыт, есть уважение со стороны осужденных, если он больше себя проявляет как человек, а не как сотрудник, могут к нему осужденные и потянуться. Но в основном все-таки они относятся к психологу как к человеку в погонах.

В тюрьме любая информация может быть использована как угодно. И порядочность психолога тоже всегда под вопросом: один будет молчать из соображений профессиональной этики, а другой станет работать на оперативников, на режим. Осужденный все время боится сказать лишнего: если о слабых местах узнают, могут надавить.

 

— Вам известно об успешном опыте тюремной реформы в какой-нибудь стране, который могла бы перенять Россия?

— Этот опыт надо вместе с уровнем и качеством жизни другой страны перенимать. Не может в тюрьме быть лучше, чем на воле. Тюрьма даже на Западе плоха, потому что это лишение свободы, но там другие люди, в других условиях находятся — образ мысли совершенно другой.

У нас люди друг друга ненавидят просто, понимаете? Не только в тюрьме, но и здесь — на воле. Другой режим просто, а люди все те же — и на зоне, и на свободе. Брейвик расстрелял много людей, как к нему относятся наши граждане, когда видят его камеру, условия содержания? Они же к этому не готовы, они же возмущаются: надо этого подонка расстрелять. В Норвегии люди пострадали от его действий, но так не мыслят, они понимают, что есть закон. А у нас всех хотят убить, вернуть смертную казнь, возродить Сталина…

Так что искусственно создать нормальные условия в местах лишения свободы у нас сейчас, я думаю, просто невозможно. Для этого надо проводить коренные реформы не только в тюрьме.

"Новая газета".

4 реакций
4 реакций
Загрузка
Загрузка
Загрузка
Загрузка

А также ложка для чистки ушей: Латвиец получил срок за незаконное хранение антиквариата

Древности, переданные Латвийскому национальному историческому музею в качестве вещественных доказательств, оставлены государству. Предметы, не являющиеся антиквариатом, возвращены осужденному. Из положений закона "Об охране памятников культуры" следует, что древностями являются предметы, созданные в результате сознательной деятельности человека - артефакты, найденные на земле, над землей или в воде. В доме обвиняемого были обнаружены и изъяты различные предметы, в том числе монеты, браслеты, кольца, ожерелья, броши, брелоки, топоры с широким лезвием, а также ложка для чистки ушей. По оценке окружного суда, полученные по делу доказательства подтверждают, что изъятые у ответчика предметы являются предметами старины, принадлежащими латвийскому государству, и ответчик хранил их незаконно. Окружной суд пришел к выв

В четверг, 25 апреля, Верховный суд (ВС) отказался возбуждать кассационное производство по делу о незаконном хранении древностей, принадлежащих государству. В силу вступает обвинительный приговор, которым виновного приговаривают к лишению свободы на шесть месяцев условно, сообщил ВС.

Читать
Загрузка

Пьют даже дети: потребление алкоголя в Латвии сравнивают с эпидемией

 Данные Службы неотложной медицинской помощи за 2023 год также свидетельствуют о росте числа вызовов, связанных с детьми, употреблявшими алкоголь. В свою очередь, статистика Национальной службы здравоохранения свидетельствует о значительном увеличении числа детей, проходящих амбулаторное и стационарное лечение психических и поведенческих расстройств в связи с употреблением алкоголя.   По мнению Министерства здравоохранения, одним из важных аспектов, наряду с сокращением доступа к алкоголю, расширением профилактических мер и предоставлением лечения, является образовательный аспект в школах. Представители Минздрава отметили, что программа коррекции поведения лиц, управлявших автомобилем в нетрезвом состоянии, введенная Министерством сообщения, начнет действовать в этом году. Она станет обязательной для те

Потребление алкоголя в Латвии достигло уровня, который можно сравнить с эпидемией. Чтобы значительно снизить этот показатель, необходимы срочно предпринять масштабные и комплексные меры, заключил в четверг Государственный совет по контролю за алкоголем, – сообщает LA.lv со ссылкой на агентство LETA. 

Читать

Стрелочники хлопнули дверью: уходит все правление ответственной за проект Rail Baltica компании

Ранее сегодня стало известно, что Каспар Вингрис, который руководил EDzL с середины 2019-го, а всего проектом Rail Baltica в Латвии занимался с 2014-го, подал в Минсообщения заявление об отставке. В разговоре с Латвийским радио он отверг предположение, что этом может быть связано с задержками в реализации Rail Baltica. «Причины личные. Я провел более 10 лет в этом проекте, пять из них — в правлении. […] пришло время для новых вызовов», — сказал К. Вингрис. Минсообщения же подтвердило, что получило заявление об отставке и от второго члена правления EDzL, Арниса Сталтманиса. Поэтому на 2 мая назначено внеочередное собрание. Вингрис обязанности продолжит выполнить до 27 апреля, Сталтманис — до 2 мая, чтобы обеспечить непрерывность работы предприятия. LSM.lv отмечает, что по закону теперь надо назначить пр

В отставку подал не только председатель правления Eiropas Dzelzceļa līnijas (EDzL) Каспар Вингрис, но и второй член правления этой ответственной за реализацию латвийской части проекта Rail Baltica компании — Арнис Сталтманис. Поэтому Минсообщения проведет на следующей неделе внеочередное собрание совладельцев EDzL (коим — единственным — само ведомство и является); на должность нового руководителя объявят конкурс, сообщают LSM.lv и Латвийское радио.

Читать

Кулеба: Было бы справедливо, если бы украинцы вернулись из-за границы и защищали свою страну

Он подчеркнул, что это было бы справедливо и по отношению к тем украинским мужчинам, которые остались в Украине, чтобы работать и воевать в украинской армии. Кулеба напомнил, что те мужчины призывного возраста, которые по разным причинам решили покинуть Украину после 24 февраля 2022 года, получили правовой статус и социальные льготы в принимающих странах по одной причине: они являются гражданами Украины. "Украинское гражданство обеспечило все, что они имеют в этих странах. Если бы они приехали из других стран, к ним могли бы относиться по-другому. Об этом нельзя забывать! Когда эти люди говорят, что Украина им что-то должна, они не должны забывать, что украинскому государству они должны гораздо больше", - заявил министр иностранных дел Украины. Кулеба отметил, что его работа как министра иностранных дел, его работа ка

Будет справедливо, если мужчины, живущие за границей, вернутся в Украину и будут защищать свою страну, сказал глава МИд Украины Дмитро Кулеба журналистам в пятницу после встречи с министром иностранных дел Латвии Байбой Браге, которая в пятницу совершает свой первый двусторонний визит в Украину.

Читать

Кто нанял «киллера»? «Новое Единство» заявило о срежиссированном подрыве своей репутации

"Новое Единство" подозревает, что проводится скрытая агитация, направленная на подрыв репутации партии и снижение ее популярности в ходе предвыборной кампании, говорится в опубликованном в пятницу заявлении "Нового Единства". "Появившаяся в СМИ в последние месяцы информация, направленная против "Нового Единства", ясно свидетельствует о профессиональной режиссуре с целью причинения ущерба его репутации и популярности в ходе предвыборной кампании. Большинство обвинений были обнародованы без предварительного информирования об этом правоохранительных органов, что косвенно указывает на то, что основным мотивом является не поиск справедливости, а то, чтобы представить "Новое Единство" в негативном свете", - говорится в заявлении. Как указывает "Новое Единство", хотя прозвучали различные обвинения в адрес партии, никаких зая

Объединение партий "Новое Единство" обратилось в Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (БПБК) с заявлением о скрытой предвыборной агитации против него, сообщила агентству ЛЕТА представитель партии Анна Удре.

Читать

У Барташевича обнаружилась недвижимость в Болгарии и другие незадекларированные сделки: KNAB отправил в прокуратуру уголовное дело

В KNAB, не назвав имени человека, заявили, что полученные в ходе досудебного расследования доказательства показывают, что в период с 2007 по 2023 год бывший председатель Резекненской думы в своей декларации не указывал информацию о двух объектах недвижимости в Болгарии, находящихся в совместной собственности с родственником. Государственный служащий также не задекларировал сделки по купле-продаже этой недвижимости на общую сумму 205 786,50 евро, а также сделки на сумму 64 000 евро с физическими лицами. В связи с этим БПБК обратилось в прокуратуру с просьбой привлечь бывшего мэра к уголовной ответственности за предоставление ложных сведений в декларации, указав, что подобные действия имеют не только юридические последствия, но и ряд других негативных аспектов, так как вводят общественность в заблуждение относительно ре

26 апреля Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (KNAB) передало в прокуратуру  уголовное дело, в котором получены доказательства того, что бывший председатель муниципалитета Резекне, Александр Барташевич («Вместе для Латвии») уже 16 лет в декларациях госчиновников не предоставляет полной информации о своих сделках с недвижимостью и физическими лицами, сообщает KNAB.

Читать

Умер бывший спикер Сейма Альфред Чепанис

В Твиттер-аккаунте Сейма выражается соболезнования родным, друзьям и коллегам в связи со смертью кавалера Ордена Трех звезд Чепаниса, яркого политика восстановленной Латвии. По данным парламента, Чепанис был председателем VI Сейма и голосовал за восстановление независимости Латвии. По данным архива LETA, Чепанис родился в 1943 году в Калснавской волости Мадонского района. Он был избран в 5-й Сейм по списку Демократической центристской партии и в 6-й Сейм по списку Демократической партии «Саймниекс». В 2000 году Чепанис был награжден орденом Трех звезд третьей степени, а также ему был вручен памятный знак участника баррикад 1991 года.  

Бывший спикер Сейма, депутат 5-го и 6-го Сеймов Альфред Чепанис скончался в возрасте 80 лет, сообщает парламент.

Читать