Суббота Вести еженедельник 7 Супер Секретов Mājas virtuve
LAT Вт, 25. Ноября Завтра: Kadrija, Kate, Katrina, Trine
Доступность

У латышей нет гена бегунов, но есть ген баскетбола: чемпион по выносливости

У латвийцев нет гена бегунов, но есть ген баскетбольный. Так считает легенда триатлона -- даугавпилчанин Анатолий Левша, обладатель бесчисленных титулов. Впрочем, оценивая молодежь, ветеран спорта признает: ленивее мы не стали, просто амбиций поубавилось.

Анатолий Левша начал спортивную карьеру лыжником, продолжил ее как биатлонист, но наиболее значительных успехов в мировом масштабе добился на четвертом десятке, став четырехкратным чемпионом мира по ультратриатлону, дважды победив в двойном ультратриатлоне и один раз -- в тройном. С годами Левша несколько утратил скорость, поэтому в серьезных соревнованиях стартует неохотно -- его интересуют лишь победы. Однако в своей возрастной категории он до сих пор участвует в соревнованиях.

Для всех медалей и кубков, завоеванных за время карьеры, у Левши давно не хватает места не то что на полке, а во всей комнате. На стенах вдоль лестницы, ведущей на второй этаж его дома, -- старые и не очень фотографии, где увековечены самые удачные моменты, хотя триатлон и нельзя назвать видом спорта, где успех зависит от удачи. Сам спортсмен величайшей удачей в своей жизни считает знакомство с супругой Силвией и свою семью. Все медали завоеваны упорством -- много пота было пролито за них.

Родом из детства

-- Как вы решили заняться спортом на выносливость?

-- У меня был брат на два года старше. Сколько я себя помню, мы очень любили заниматься спортом. Во дворе гоняли мяч. Брат первым занялся лыжами. Тогда как раз появились тренеры, спортшколы. Мне тоже хотелось. Сначала меня не взяли, направили в музыкальную школу -- я играл на аккордеоне. Примерно после восьмого класса начал спортом заниматься активнее: ходить на лыжах в Краславе, параллельно стартовал в легкой атлетике -- спортивной ходьбе.

-- Как в прежние времена и было -- занимались спортом везде где могли.

-- Да, но в легкой атлетике у меня поначалу результаты были лучше. В средней школе появились результаты и в лыжном спорте. После окончания школы меня агитировали заняться ходьбой, но я решил испытать силы в биатлоне. Тогда он в Латвии стал популярен, были сильные спортсмены. Я поехал учиться в Ригу и переквалифицировался на биатлон. Шесть-семь лет активно им занимался.

-- А до этого вы стреляли?

-- Нет.

-- Почему же тогда биатлон?

-- Тогда ситуация была та же, что и сейчас, -- у биатлонистов были лучше результаты. Все лучшие лыжники шли в биатлон. Основы лыжного спорта у меня были, стрельбу я постепенно тоже подтянул, и дело пошло.

Я был чемпионом Латвии и по лыжному спорту, и по биатлону. Потом я закончил, как считал сам на тот момент, карьеру активного спортсмена, и меня пригласили в Даугавпилс тренировать лыжников. Я начал работать, были хорошие воспитанники.

Но в конце 1980-х зимы были теплыми и со снегом было слабовато. Тогда и появился триатлон. У меня появился интерес, захотелось испытать себя. Впервые я попробовал в 1986 году, когда в Латвии состоялись первые соревнования. Я на них победил. В 1989-90 годах постепенно всех своих подопечных переквалифицировал на этот вид спорта.

-- Наверное, дисциплины, входящие в триатлон, для вас не были чем-то новым? Вы ведь и без того летом ездили на велосипеде, много бегали, да и плавали, видимо, тоже.

-- Именно так. Плавать я уже умел, велосипед мы использовали на тренировках. И, само собой, бег. Я себя никогда бегуном не считал, но на тренировках мы это делали. В конце 1980-х друзья уговорили меня пробежать марафон. Все советовали не слишком форсировать темп, но в конце концов я занял третье место на чемпионате Латвии, прошел дистанцию за два часа 35 минут. Это и стало моим лучшим результатом на все времена. (Смеется.)

Только победа!

-- Что происходит в голове, когда на последних километрах дистанции "садятся батарейки"? Подкрадываются мысли сойти?

-- Было и такое, да. Многое решает оставшаяся дистанция. Если осталось километров пять, я себя преодолеваю, но если половина -- можно и сойти. Я вообще-то никогда не сходил с дистанции в марафонах. Но и пробежал я их немного. Примерно десяток. Если начинается боль в мышцах, можно снизить темп. Тогда до финиша уж как-нибудь доберешься.

-- Сейчас биатлонисты летом активно используют роллерные лыжи. В ваше время тоже была такая возможность?

-- Лыжи были, но трасс не было. Мы ездили только по дорогам. Сейчас в биатлоне, на мой взгляд, очень много используют велосипед и роллерные лыжи, но сравнительно мало бегают.

Зато мы бегали много, и в то время это было важно. А сейчас латвийские биатлонисты очень слабо бегают. Кроме Расторгуева, у них нет такого мотора. Я читаю зарубежную литературу о том, как иностранцы бегают. У них очень хорошие результаты. Правда, в мое время на лыжах ходили только классическим стилем, а для скользящего шага нужна еще и сила, нужны упор и толчок.

-- Когда вы начали заниматься триатлоном, у вас были трудности с плаванием?

-- Нет, плавание мне как-то удавалось. Я научился плавать на Краславском озере. Никто меня особо не учил. Спринт я не особо улучшил, но в заплывах на выносливость, в стабильном темпе, могу плыть очень хорошо. В ультратриатлонах у меня были хорошие результаты по плаванию, я всегда был в тройке, иногда даже побеждал. Да и теперь на соревнованиях ветеранов плавание -- мой козырь. В беге я проигрываю больше. Парадокс, но так оно и есть.

-- Что же побудило вас перейти к триатлону и соревнованиям Ironman?

-- Это интересно. В биатлоне мне больше нравились короткие дистанции. Будучи лыжником, я на 50 км не ходил. Впоследствии появилась тяга к более впечатляющим. Примерно в 35 лет я считал, что активную спортивную карьеру уже заканчиваю.

В Литве был один триатлонист-активист, он побуждал меня попробовать. Впервые стартовав на чемпионате мира по двойному триатлону в Литве (7,6 км -- плавание, 360 км -- велосипед и 84,4 км -- бег), я победил -- себе на удивление.

Во Франции я стартовал в тройном марафоне (11,4 км -- плавание, 530 км -- велосипед и 126,6 км -- бег). Поехал лишь с целью испытать себя, ждал, когда наконец-то сломаюсь, но нет -- продержался все время. Так что, сам того не планируя, продлил спортивную карьеру.

Лет шесть или семь выступал в ультратриатлоне. Целенаправленно готовился, чтобы бороться за победу. Даже место в первой тройке меня не устраивало. В итоге два раза выиграл чемпионат мира по двойному триатлону и один раз -- по тройному.

У людей есть стремление испытать себя

-- Вы участвовали в этом ради результатов или все же это была скорее медитация, желание проветрить голову?

-- У меня в голове был только результат. Для меня это был спорт. В первые три года я ни одних соревнований не проиграл. Потом уже были вторые и третьи места, и тогда я говорил, что эти соревнования у меня последние.

Готовиться было трудно. Я параллельно все время работал. Последний раз выступил в ультратриатлоне в 2000 году. У меня нет мотивации просто участвовать. Если я понимаю, что за победу побороться не смогу, то и не участвую. С ровесниками соревнуюсь на спринтерской дистанции триатлона. Там я еще выступаю.

Три года назад в Лондоне победил в своей возрастной группе. В спринте надо проплыть 750 м, на велосипеде проехать 20 км и пробежать пять км.

-- За последнее десятилетие популярность бега и других видов спорта на выносливость в Латвии значительно выросла. Как, по вашему мнению, можно это объяснить?

-- Не знаю. У людей есть какое-то стремление испытать себя. Мне, например, жаль, что в годы моего расцвета не было так много забегов. А тройного триатлона вообще не было. Думаю, что в прежние времена я мог бы показать лучшие результаты.

-- Для вас важен результат, но далеко не для всех, кто участвует в массовых забегах, он на первом месте. Что вы как тренер посоветовали бы: как таким людям готовиться?

-- Да, приходилось слышать о том, что люди переоценивают свои силы. Неясно, что и кому таким образом хотят доказать. Я посоветовал бы людям двигаться и участвовать в таких мероприятиях. Жене тоже говорю: пробеги хотя бы километров пять или хотя бы пройди пешком. Мы были на марафоне в Германии. Там менталитет другой, и люди не боятся участвовать -- толстые, худые, высокие, старые, всякие... Вот это интересно. А у нас все сразу хотят какого-то результата.

Но вот мотивацию для себя найти нужно. Либо для улучшения здоровья, либо чего-то другого ради. И тогда можно начинать бегать -- например, три раза в неделю по пять-восемь км, но в удобном для себя темпе, чтобы можно было разговаривать. Так нужно выдержать два месяца, затем посмотреть, в каком направлении развиваться дальше. Советую ни в коем случае не форсировать, не выжимать из себя все соки сразу. Удовлетворение приходит со временем. Надо бегать регулярно, тогда это не будет мучением.

Новое поколение слабее

-- У латышей есть ген выносливости?

-- Думаю, что нет. (Улыбается.)

-- Тогда у нас есть спринтерский ген?

-- Я думаю, что у нас есть баскетбольный ген. Мы люди крупные, высокие. А вот гена бегунов нет. Он, может быть, скорее есть у испанцев, французов: они поменьше ростом и субтильнее. У нас все-таки люди в целом более полные, поэтому бегунов немного. На средних дистанциях рекорды Латвии с 1970-х годов так и не побиты. Тогда у нас были хорошие бегуны: Юрис Грустиньш, Геннадий Хлыстов, Петерис Круминьш. А сейчас мы сделали шажок назад. Никто не может разобраться, почему так. Я говорил об этом с тренерами. Странно!

-- Но ведь теперь условия лучше!

-- Именно так. Экипировка лучше, методика лучше, фармакология лучше. А какие теперь беговые дорожки! В свое время ведь по гаревой дорожке бегали.

-- Люди изменились?

-- Я думаю, что новое поколение немного слабее. Свою роль играет и компьютерная эра, люди больше концентрируются в городах. Наше поколение все-таки больше работало на селе. Да и пища, которую мы употребляем, наверное, уже не такая. Я говорил с ветеранами. Один из них в свое время пять км пробегал за 15 минут и 20 секунд. Он сам признает, что ему раньше было стыдно с таким результатом участвовать в чемпионате Латвии. А сейчас это был бы нормальный результат.

-- Люди изменились физиологически или все это в голове?

-- Думаю, что в голове. Нельзя сказать, что мы стали ленивее. Другое дело, что амбиций поубавилось. У нас бег популярен, но мало кто гонится за конкретным результатом. Большинство бегают для удовольствия. Человек десять-двадцать могут быть на серьезном уровне. Раньше было больше.

-- Насколько легко раньше было раздобыть, например, обувь, подходящую для бега?

-- Нелегко было. Мне первые кроссовки добыл директор школы, и я их очень берег. Лет десять, наверное, пользовался. Как только появилась обувь Adidas, я разве что раз в два года позволял себе ее надеть. А на тренировках бегал в обычных тапочках. Зато сейчас в этом плане выбор фактически не ограничен.

-- Все это, что сейчас доступно для бегунов, реально помогает или только для отвода глаз?

-- (Смеется.) Думаю, что для отвода глаз. Как и компрессионные чулки. Надо понимать: это индустрия, которая работает, чтобы деньги зарабатывать. Главное все-таки -- самому усердно тренироваться. Все остальное вторично.

-- Детей к вам родители приводят тренироваться или дети сами просятся?

-- В основном родители -- чтобы те, кто послабее, поправили здоровье. Когда-то сами дети рвались заниматься спортом. Это уже влияет и на мотивацию к достижению чего-то значительного. По крайней мере, так у нас в Даугавпилсе. Может быть, в Риге конкуренция больше. Из регионов уезжают люди, лучше других образованные и самые целеустремленные. Хорошо еще, если в Ригу перебираются, а то часть и за границу уезжают.

-- Как вам самому кажется: беговой бум сохранится или в моду со временем войдет что-то другое?

-- Думаю, что сохранится, такая тенденция в мире существует. Разве что обнаружится, что бег вредит здоровью... (Смеется.) Но я не вижу к тому основания.

Справка "СУББОТЫ"

* Анатолий Левша родился 1 сентября 1958 года в Краславе.

* Женат, двое детей: Анита и Ивар.

* Чемпион Латвии по лыжным гонкам, биатлону, чемпион мира по ультратриатлону.

Илья ПОЛЯКОВ

(Sestdiena.)

Фото -- Айвар ЛИЕПИНЬШ.

Перевод -- Юлия РУДОКАЙТЕ

 

Загрузка
Загрузка
Загрузка
Загрузка

Чай с пластиком в придачу: какая гадость может попасть в ваш напиток

Хотя жители Латвии, согласно данным социологических опросов, в основном предпочитают кофе, любителей чая у нас тоже немало. Однако то, что чаще всего продается под видом чая, к настоящему благородному напитку имеет весьма отдаленное отношение. Это касается и пакетированного продукта, сырьем для которого служат отходы чайного производства — пыль и сор, и дорогих сортов, именуемых «высшими». Более того, материал, из которого делают сами чайные пакетики, тоже нельзя назвать безвредным.

Хотя жители Латвии, согласно данным социологических опросов, в основном предпочитают кофе, любителей чая у нас тоже немало. Однако то, что чаще всего продается под видом чая, к настоящему благородному напитку имеет весьма отдаленное отношение. Это касается и пакетированного продукта, сырьем для которого служат отходы чайного производства — пыль и сор, и дорогих сортов, именуемых «высшими». Более того, материал, из которого делают сами чайные пакетики, тоже нельзя назвать безвредным.

Читать
Загрузка

В Литве задержали двух юных эстонок: везли нелегалов из Латвии, — одного в багажнике

В литовском городе Утене задержали двух гражданок Эстонии, которые везли от латвийской границы четырёх нелегальных мигрантов.

В литовском городе Утене задержали двух гражданок Эстонии, которые везли от латвийской границы четырёх нелегальных мигрантов.

Читать

Дурят не только народ, но и Сейм: главная тайна госбюджета Латвии

"Правительство вводит в заблуждение Сейм и общественность, утверждая, что представляет ответственный государственный бюджет. На самом деле это не бюджет в классическом понимании — это примитивное распределение денежных потоков на уровне заголовков без деталей, расчетов и ясности, - пишет на портале Pietiek.com Андрис Кулбергс, депутат Сейма между прочим. 

"Правительство вводит в заблуждение Сейм и общественность, утверждая, что представляет ответственный государственный бюджет. На самом деле это не бюджет в классическом понимании — это примитивное распределение денежных потоков на уровне заголовков без деталей, расчетов и ясности, - пишет на портале Pietiek.com Андрис Кулбергс, депутат Сейма между прочим. 

Читать

Приговорили к высшей мере: дело рижского убийцы и насильника 1980-х

Начиная со второй половины июля 1985 года в оперативных сводках о совершенных на территории Латвии преступлениях с угрожающим нарастанием замелькало слово «изнасилование». Во втором, третьем и четвертом эпизодах потерпевшие были убиты. Способ совершения убийств, показания свидетелей и оставшихся в живых потерпевших давали основания полагать, что нападало одно и то же лицо.

Начиная со второй половины июля 1985 года в оперативных сводках о совершенных на территории Латвии преступлениях с угрожающим нарастанием замелькало слово «изнасилование». Во втором, третьем и четвертом эпизодах потерпевшие были убиты. Способ совершения убийств, показания свидетелей и оставшихся в живых потерпевших давали основания полагать, что нападало одно и то же лицо.

Читать

Козловскис: Безопасность важнее рельсов! Если потребуется, демонтируем пути

Министр внутренних дел Рихард Козловскис заявил в эфире программы «Rīta panorāma» на LTV, что при обсуждении будущего железнодорожных путей на восточной границе главным фактором станут соображения безопасности. По его словам, пока пути можно использовать для грузоперевозок, но если возникнет необходимость их демонтировать, безопасность будет поставлена выше экономических интересов.

Министр внутренних дел Рихард Козловскис заявил в эфире программы «Rīta panorāma» на LTV, что при обсуждении будущего железнодорожных путей на восточной границе главным фактором станут соображения безопасности. По его словам, пока пути можно использовать для грузоперевозок, но если возникнет необходимость их демонтировать, безопасность будет поставлена выше экономических интересов.

Читать

Круминьш: От чего плохо? От того, что Москва вывела из Латвии ресурсы на 800 млрд евро

Главная причина экономических трудностей Латвии на протяжении всех 35 лет независимости — последствия советской оккупации, заявил ведущий исследователь Видземского университета Гатис Круминьш в подкасте “Piķis un ģēvelis!” на tv3.lv. По его подсчётам, из Латвии в советский период Москва вывела ресурсы, эквивалентные 800 миллиардам евро.

Главная причина экономических трудностей Латвии на протяжении всех 35 лет независимости — последствия советской оккупации, заявил ведущий исследователь Видземского университета Гатис Круминьш в подкасте “Piķis un ģēvelis!” на tv3.lv. По его подсчётам, из Латвии в советский период Москва вывела ресурсы, эквивалентные 800 миллиардам евро.

Читать

В центре Риге подралась молодёжь: один достал оружие и выстрелил

19 ноября в 02:52 сотрудники Центра видеонаблюдения Рижской муниципальной полиции заметили на камерах видеонаблюдения города Риги конфликт между тремя молодыми людьми. В это время один из участников достал из кармана куртки предмет, похожий на огнестрельное оружие, и выстрелил в воздух.

19 ноября в 02:52 сотрудники Центра видеонаблюдения Рижской муниципальной полиции заметили на камерах видеонаблюдения города Риги конфликт между тремя молодыми людьми. В это время один из участников достал из кармана куртки предмет, похожий на огнестрельное оружие, и выстрелил в воздух.

Читать