ПАСЕ решительно осудила намерение Украины перевести все школы на украинский язык. А что же Латвия? "По Латвии обсуждать, по сути, нечего — в отличие от Украины, нет не только принятого закона, но и каких-либо проектов, а идеологизированные и противоречащие друг другу заявления политиков, явно нацеленные на мобилизацию своих сторонников в предвыборный период, не могут быть предметом серьезного обсуждения, - заявил в интервью газете "Сегодня" депутат Сейма и член Парламетской ассамблеи Европы Борис Цилевич.
-В чем суть резолюции ПАСЕ от 12 октября и насколько резко она осудила украинские власти в связи с попыткой полностью свернуть образование на русском языке?
— Если коротко, то Ассамблея подчеркивает, что государство обязано полностью выполнять обязательства, предусмотренные конвенциями Совета Европы. Для этого необходимо руководствоваться тремя основными принципами:
Первый: владение официальным языком государства является важным фактором социального сплочения, и государство имеет право способствовать овладению этим языком всеми жителями.
Второй принцип: меры по содействию освоению официального языка должны сочетаться с мерами по защите и продвижению языков меньшинств, в противном случае результатом будет не интеграция, а ассимиляция.
И третий: любые изменения должны соответствовать принципу недискриминации.
По мнению Ассамблеи, новый украинский закон не соответствует верному балансу между официальным яызком и языками меньшинств. В частности, он резко ограничивает ранее признанные права меньшинств на использование своего языка в образовании.
Между тем при планировании и осуществлении реформ следует избегать резких изменений, которые могут привести к снижению качества образования для национальных меньшинств.
Ассамблея рекомендует Украине изучить лучшие практики государств — членов Совета Европы в отношении обучения официальному языку в школах, использующих языки меньшинств в качестве языка обучения, и будет следить за ситуацией с защитой региональных языков и языков меньшинств.
Ассамблея ожидает, что Украина полностью выполнит последующие рекомендации Венецианской комиссии.
Надо отметить, что обсуждение этого закона было включено в повестку сессии ПАСЕ как срочный вопрос. По процедуре для этого требуется предложение не менее 20 депутатов, поддержанное при голосовании 2/3 голосов членов Ассамблеи. Социал-демократическая группа единодушно поддержала это предложение.
— А какова позиция латвийской делегации в целом и обсуждалась ли резолюция на этом уровне?
— Латвийская делегация предложение не обсуждала. Вообще обычно члены ПАСЕ голосуют в соответствии с позицией своей политической группы, а не с мнением делегации.
— Есть ли надежда, что украинский закон будет в результате смягчен?
— Конечно, надежда есть. Многое теперь зависит от рекомендаций Венецианской комиссии, которая, в свою очередь, будет консультироваться с Консультативным комитетом Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств.
— Чем предлагаемая Шадурскисом реформа принципиально отличается от украинской? Готово ли «Согласие» как-то противодействовать дальнейшей латышизации русского образования в Латвии — или оно ее поддерживает?
— О предлагаемой Шадурскисом реформе судить трудно — ведь ни каких-либо юридических текстов, ни расчетов, ни обоснований на момент нашего интервью нет. Более того, разные должностные лица выдвигают разные версии. «Согласие» не поддерживает идеи Шадурскиса и неоднократно выступало с их критикой.
— Хорошо. Но нет ли тогда в планах лично у вас инициировать проект резолюции ПАСЕ, осуждающий Латвию по аналогии с Украиной? Ведь по большому счету прецедент уже создан, а обе планируемые реформы похожи, как две капли воды…
— Принятие резолюции ПАСЕ по украинскому закону об образовании стало итогом согласованных усилий ряда делегаций — Венгрии, Румынии, Польши, Болгарии и других. Защита соотечественников — приоритет для многих государств, члены ПАСЕ относятся к этому с пониманием.
Российской делегации, как известно, в ПАСЕ сейчас нет — Госдума и Совет Федерации решили не представлять делегацию, хотя Россия продолжает активно участвовать в работе Комитета министров и других органов Совета Европы.
Еще существеннее, что по Латвии обсуждать, по сути, нечего — в отличие от Украины, нет не только принятого закона, но и каких-либо проектов, а идеологизированные и противоречащие друг другу заявления политиков, явно нацеленные на мобилизацию своих сторонников в предвыборный период, не могут быть предметом серьезного обсуждения.
— Во время школьной реформы-2004 вы составляли иск в Конституционный суд и в течение всего процесса выступали одним из ведущих спикеров. Однако суд Сатверсме поддержал реформу, хотя и с некоторыми оговорками. Может быть, имеет смысл сейчас поискать какие-то несоответствия новой реформы с тем решением суда?
— Конституционный суд в 2005 году включил в свое решение ряд важных положений, в частности, о понятии двуязычного образования, необходимости систематической оценки качества образования, в том числе и в зависимости от языка, и другие.
Мы намерены послать запрос в Министерство образования относительно исполнения этого решения Конституционного суда и потребовать оценки соответствия предлагаемых изменений этому решению.