Panorama Plaza — жилой комплекс в Пардаугаве. Начали строить в 2006 году, но через 2 года закончили, правда не по собственному желанию. В стране начался кризис. В планах было 4 здания, но не достроили даже третье. Оно вот уже который год стоит посреди столицы как символ экономического упадка. В прошлом году строители вернулись в многоэтажку. И тут вновь заговорили о перегреве экономики и скором кризисе.
Симптомы налицо: небывалая для еврозоны инфляция, возросшее кредитование, небывалые цены на энергоносители. В целом — ощущение, что мы это уже видели. Но это только кажется, считает экономист банка Citadele Мартиньш Аболиньш:
«В Латвии таких показателей, признаков перегрева — некоторые имеются, но не настолько много. Если мы смотрим даже по кредитованию, то сейчас в банках местный депозит больше, чем выдано в кредитах, уровень долгов маленький у жителей, у предпринимателей. Это способствует стабилизации».
И между сегодняшней ситуацией и кризисом 2009 года есть большая разница — в том, как выросло кредитование, поясняет экономист банка Luminor Петерис Страутиньш:
«Рост общего объема был на 5-10 процентов в год. А тогда этот рост достиг почти 60 процентов! И тогда накопления латвийских семей были намного меньше, чем сейчас. Сейчас сумма накоплений — уже почти 10 миллиардов евро в банках. Сумма кредитов — только 5 миллиардов».
Но все-таки исключение есть, и в таком случае можно будет говорить о кризисе, говорит экономист SEB banka Дайнис Гашпуйтис:
«Ближайший большой риск — это геополитический риск. Что будет происходить в Украине. Если там будут военные действия, это повлечет волну санкций. Это, конечно, может и, наверное, будет влиять на нашу экономику».
Инфляция же, по словам экономистов, еще полгода продержится на высоком уровне. Сейчас инфляция в Латвии — 7,4%. И образуется она за счет поддержки государства, отмечает Мартиньш Аболиньш:
«Все хорошие показатели достигнуты очень большой поддержкой со стороны государства, со стороны центральных банков. Борьба с инфляцией может и, наверное, приведет к снижению темпа роста экономики. Приведет ли это к кризису? К какому-то упадку? Думаю, рано говорить. Но какие-то признаки, опасения на финансовых рынках, конечно, имеются».
Олег Красноперов, экономист Банка Латвии, пояснил:
«Если бы не было государственной поддержки, то, возможно, инфляция была бы меньше скорее всего. Скорее всего, инфляции не было бы никакой, и мы бы сейчас обсуждали падение ВВП, рост безработицы до 20%».
При этом президент Банка Латвии Мартиньш Казакс заявил, что помощь государства пора заканчивать. Потому что объемная поддержка привела к большой инфляции, которая создала высокий спрос. А сейчас уровень безработицы небольшой, так что помощь больше не нужна.