Когда несколько лет назад по требованию Европейской комиссии в Латвии произошла так называемая либерализация рынка электроэнергии, то распределительные сети, которые раньше принадлежали государственному АО Latvenergo, отделили от него под предлогом того, что таким образом борются с предприятием–монополистом. Требованиям рынка не соответствовало то, что концерн сам производит, транспортирует и продает электроэнергию. В
итоге образовалось ГАО Sadales tikls ("Распределительные сети"), которое переняло все сети от трансформаторов к домам потребителей. Отдельно выделили и ГАО Augspieguma tikls ("Сети высокого напряжения"), которому достались все высоковольтные линии. Электрики сразу же стали сетовать, что в стране очень много потребителей, которые вообще не потребляют электроэнергию либо используют ее в малых количествах. А им невыгодно содержать сети малой мощности.
Отсюда в прошлом году и появилась плата за мощность, когда многие потребители, которые когда–то обзавелись 3–фазным подключением, но эти возможности почти не использовали, получили существенную прибавку в счете. И в нем появилась постоянная величина — та самая плата за мощность — и переменная, зависящая от потребленных киловаттов.
С нового года решили в дополнение разделить и так называемый компонент обязательной закупки (КОЗ), т. е. налог, который платят вся потребители электроэнергии владельцам малых ГЭС, ветряков, теплостанций, работающих на щепе, и прочим производителям энергии, считающейся дружественной природе. Вырабатываемая ими электроэнергия у них закупается втридорога, так как считается, что иначе они разорятся.
Что же в результате произошло? Счета этого года за электричество от Latvenergo шокировали владельцев частных домов и дач. Даже в случаях, когда потребление электричества было низким или его не было совсем, им приходится платить вдвое больше, чем в прошлом году. Как отметил министр экономики Арвилс Ашераденс, одна из трех групп, на которых реформа КОЗ сказалась отрицательно, — фермеры и другие сезонные потребители электроэнергии.
Вторая группа — домохозяйства с большой мощностью подключения и маленьким потреблением электроэнергии, третья — с нулевым подключением (сейчас это примерно 2 000 юридических и более 100 000 физических лиц — заброшенные заводы, садовые домики, лодочные станции и гаражи).
Но если проблемы рядовых потребителей Министерству экономики вообще–то "до лампы", то когда взвыли крестьяне и дорожники, властям пришлось подсуетиться. Ведь у тех же крестьян, равно как и у дорожников, потребление электроэнергии сезонное.
Например, осенью надо включать зерносушилки и т. д. Но за "пустые мощности" в январе–феврале они получили столь астрономические счета, что заявили о сознательном уничтожении народного хозяйства Латвии. Ведь отказаться от лишних мощностей на несколько месяцев оказалось не так–то просто.
Чиновники обещают разобраться с проблемой. Предпринимателям в качестве одного из решений могут предложить гибкое снижение или полное отключение мощности электроснабжения на девять месяцев. Правда, это предложение содержит требование по меньшей мере три месяца в год эффективно использовать максимальную мощность. За восстановление начальной мощности предпринимателям придется покрывать только технические расходы (примерно 30 евро).
Но обычным потребителям они советуют только одно — оценить, соотносятся ли потребление и мощность подключения. Если она не используется, можно обратиться в Sadales tIkls.
Пример оказался заразителен
Аналогичную операцию по "либерализации" в прошлом году провели и с газоснабжением. Но если электроэнергию у нас благодаря подводным кабелям можно закупать в Финляндии и Швеции, а по линии электропередачи — в Польше у различных поставщиков, то у природного газа только один поставщик — российский "Газпром". Построили литовцы у себя газовый терминал для приема сжиженного газа из США или Катара, но энергоноситель оказался чересчур дорогим.
Однако директивы Европейской комиссии выполнять надо. Поэтому торговца газом АО Latvijas gaze отделили от его же газосетей. Газовый монополист просто образовал свое дочернее предприятие АО Gaso. Во главе поставили супругу евродепутата и экс–премьера Ивара Годманиса Илзе Петерсоне–Годмане, которой надо было найти место после того, как ее уволили с должности госсекретаря Министерства внутренних дел по причине отказа в доступе к государственной тайне. Но нашим чиновникам все равно, чем руководить, они же профессионалы во всех областях.
И вот оказалось, что потребление газа по сравнению с началом 90–х годов прошлого века значительно уменьшилось, а магистральные и местные газопроводы, построенные в расчете на большую мощность, загружены сейчас не полностью. Даже по сравнению с 2008 годом, когда были утверждены действующие тарифы распределительной системы, ожидаемое потребление в 2018 году будет примерно на 33% меньше.
Большинство подключений не соответствует потреблению, их нужно пересмотреть и сделать более эффективными. Газовщики ранее уже заявляли, что в советские годы совершили большую ошибку, проведя газификацию населенных пунктов и установив на каждой кухне газовую плиту. И вот теперь им приходится содержать потребителей, которые тратят всего лишь по нескольку кубометров голубого топлива.
"В распределительной системе более 90% затрат являются фиксированными и не связаны с объемом потребляемого газа, так как сеть все равно нужно содержать и восстанавливать. Чтобы система поставки была безопасной, газораспределительная сеть протяженностью более 5 200 км должна постепенно восстанавливаться, требуются регулярные инвестиции.
Действующие тарифы не только не соответствуют рыночной ситуации, но и ставят потребителей в неравное положение, потому что более чем у 20 500 клиентов подключения нулевые или с очень низким потреблением, но инфраструктуру все равно нужно поддерживать, и за это платят сейчас остальные потребители газа", — пояснила Илзе Петерсоне–Годмане.
Выход один — будет введена плата за мощность. По всей видимости, газовщики хотят заставить тех, кто экономит газ, вообще отказаться от голубого топлива. Счет также поделят на две части — зависящую от мощности (количества потребленного газа) и, собственно, от кубометров.
Согласно новому проекту, для потребителей, использующих газ для плиты или подогрева воды, установлен фиксированный платеж для типичной мощности — до шести кубометров в час этот платеж составляет 1,77 евро в месяц, от 6 до 10 кубометров — 6,63 евро в месяц, от 10 до 16 кубометров — 10,6 евро в месяц. Для более крупных потребителей с разрешенной мощностью более 16 кубометров в час и промышленных клиентов фиксированный платеж будет рассчитываться за каждую единицу разрешенной нагрузки.
Например, для потребителя с нагрузкой 20 кубометров в час платеж составит 159 евро в год.
Новое предложение еще предстоит утвердить Комиссии по регулированию общественных услуг. Причем в аннотации к предложениям авторы утверждают, что счета за газ для потребителей могут даже снизиться.
Очевидно, речь идет о владельцах индивидуальных домов, установивших у себя газовое отопление и потребляющих десятки и сотни кубометров голубого топлива в месяц. А вот жильцам многоквартирных домов, где установлены газовые плиты, придется раскошеливаться, чтобы операторы могли содержать инфраструктуру, доставшуюся им от прежних времен.
Если кто помнит, во времена СССР никаких счетчиков газа в квартирах не было, равно как и воды. Просто люди платили ежемесячную абонентскую плату вне зависимости от потребления, которая входила в общий коммунальный платеж. В среднем за 2–комнатую квартиру в зимний период квартиросъемщик платил около 15 рублей при средней ежемесячной зарплате в 170 рублей.
Александр ФЕДОТОВ