Бывший президент Латвии Валдис Затлерс считает, что такими письмами делу не поможешь.
"Это российская политика, она сформирована не вчера и не в прошлом году, а примерно лет пятнадцать назад. Было понятно, что постепенно грузопоток через Латвию будет сокращаться, сокращаться, пока, возможно, не иссякнет.
Если мы будем унижаться, нас унизят еще больше. Не будет никакого позитивного эффекта для кого-то, кто слаб и просит, чтобы что-то дали. Это не российская стратегия, это не российская политика", - считает Затлерс.
Письмо Минсообщения согласовали с министром иностранных дел и посольством Латвии в России. Ни то, ни другое ведомство не считает, что подход Латвии двуличен.
"Давайте будем отделять политическую ситуацию в Белоруссии и России, наши, скажем так, дискуссии с Россией по истории, Крыму, Украине, где у нас есть противоречия, по ситуации в Белоруссии, где наша позиция ясна, от каких-то практических вопросов, решаемых на уровне министерства сообщения.
Я понимаю, что иногда хочется каждое письмо позиционировать как проявлением двух внешних политик. Но это не две внешние политики – мы выстраиваем наши отношения с Россией исходя из так называемого принципа двух путей или двух подходов – первый тот, который включает принципиальные для нас вопросы, где у нас принципиальная позиция. Но там, где есть возможность посмотреть, каким образом можно сотрудничать, не переступая эти политические принципы, конечно, общение было и будет.
Я думаю, мы все же должны быть достаточно уравновешенными, не будем кидаться из крайности в крайность. Одни говорят, что сейчас надо полностью отказаться от всего экономического сотрудничества – это просто невозможно. Другие говорят, что нужно полностью отказаться от нашей политической установки, и путь бизнес рулит.
Я не понимаю, как у нас так часто получается в Латвии, что нам сложно ехать по середине дороги – действовать соразмерно, быть принципиальными в принципиальных вопросов, но быть практичными, а не кидаться из крайности в крайность", - заявил министр иностранных дел Эдгар Ринкевич.
Вопиющий тон
По сведениям Nekā personīga, стивидоры подготовили и другое письмо в адрес российской стороны, но оно не прошло согласование в посольстве Латвии в России.
"Да, были различные проекты, был один проект, который я сам недавно видел. Если бы вы его видели, вы бы действительно могли сказать, что тон был не только просительным, он был просто вопиюще неприемлемым для суверенного государства. Но этот проект подготовлен, насколько я знаю, не в госуправлении", - отметил Ринкевич.
Посол Латвии в России Марис Риекстиньш отказался комментировать проекты, которые были забракованы.
"Циркулируют разные идеи, есть предприниматели, которые думают, что по-прежнему политикам достаточно поклониться и поцеловаться – и бизнес пойдет, но эти люди застряли в начале девяностых", - считает глава МИД Латвии.
Экс-президент Валдис Затлерс полагает, что единственный возможный вариант – более тесная интеграция со странами Евросоюза и перевозка грузов из Финляндии в Польшу, Германию и дальше.
"А восточное направление сейчас законсервировано, скажем так. Это не конфликт, но замороженный конфликт. Когда появится возможность, его можно будет возобновить. Все же мы живем в рыночной экономике, спрос и предложение дают нам видение того, куда инвестировать и как развивать свою транспортную сеть", - заявил Затлерс.