Вчера в твиттере известного мобильного аналитика Эльдара Муртазина наткнулся на вот такую картинку.
Фейковость ее бросается в глаза сразу: и ссылки на источник нет, и сама по себе новость идиотская, и написана плохо, на «Свободе» пишут сильно лучше. Но, чисто на автомате, проверил. Само собой, фейк: ни поиск на сайте «Свободы», ни в гугле—яндексе ничего похожего не выдает, хотя бы и в кэше. Не было такой новости. Обычная нашистская (или как там теперь называются молодые осваиватели кремлевских агитационных бюджетов) хрень.
Мне стало интересно, откуда она взялась и, потратив еще немного времени, я обнаружил, что самой первой публикацией, фиксируемой поисковиками, была запись Интеллектуальная элита попросит прощения за русских у всего мира в ЖЖ средней известности блогера Ильи Валиева. По таймстемпу — 19 января в 13 часов, ничего более раннего не находится.
Мы знакомы довольно давно, блогер он очень разносторонний — публикует много, и про политику, и про экономику, и про общественно-политическую жизнь и про технологии, что диву даешься, откуда он это узнал и когда все успел. В блогосфере поговаривают, что его блог — обычный сливной бачок, через который за сравнительно небольшие деньги можно поставить все, что угодно. Свечку не держал, но чтение блога Ильи, просто подряд или по ключевым словам, несколько укрепляет в этой мысли. Вот, например, из последнего — про нашумевший случай с семьей Дель из которой забирают детей. Могу допустить, что Илья сам по себе так мерзок и подл (мы, в конце концов, не близко знакомы), как автор текста в его ЖЖ, но бритва Оккама не дает в это поверить. Очень смешно, когда Илья рассказывает про другие сливные бачки, например, про блогера Лену Миро в посте «Танец Навки — не мечтайте стать евреями», посвященном «Эху Москвы». У них там, видать, нешуточная конкуренция. Короче, бог с ним, тут не персональное дело Ильи Валеева рассматривается. Главное, что картинка, по-видимому попала в блогосферу именно через него.
Он потом сапдейтит пост, приписав в конце:
Тот случай, когда опровержение ничем не лучше самой публикации — сначала оболгал людей, потом вытер о них ноги. С другой стороны, чего было ждать, не извинений же, у нас это вообще не принято, что уж говорить о блогосфере. Мы увидим этот же прием в дальнейшем, погодите минутку.
Дальше эту «новость» подхватывают разные маргинальные издания, типа «Правого взгляда» или «Института высокого коммунитаризма», самым приличным, если это слово вообще здесь применимо, оказывается, прости господи, Ридус, привет, его создателю, журналисту года. Там, правда, уже в подзаголовке публикация признается фейком, но аудитории Ридуса на это плевать: очередная волна дерьма спровоцирована. В том числе и антисемитского
Но вернемся к Эльдару Муртазину, тем более, что он написал об этом раньше Ридуса, в субботу утром. Это, кстати, помогло изданию (и не ему одному) слепить хоть сколько-то приличную по объему публикацию, которая в основном и посвящена реакции на слова Эльдара.
Враги народа. Знакомо, правда? Следующим твитом он подогревает ненависть к врагам земли русской
В реплаях — либо ненависть, либо указания на то, что это фейк, либо какая-то уже совсем гнилая дискуссия о национальности самого Муртазина. На последнее он реагирует, на указания о фейке — нет. Ну, возможно, указывавшие в черном списке — бывает. И только уже вечером, когда про фейковость Эльдару написал я, он выпустил обновление.
Муртазин не Валеев, у него достаточно уважения к своим 57000 читателей, чтобы перед ними извиниться
Но прием — ровно, как у Валеева. «Пусть и фейк, они все равно говно». Прямо как с распятым мальчиком. Да и о своем участии в кампании ошельмовывания Эльдар ни секунды не сожалеет.
Цель оправдывает средства, как говорится. А цель тут — разжигание ненависти. Единственное, что я не понимаю — зачем, чем мотивировано? В случае мелких блогеров, готовых и за еду писать, я понимаю, как это делается и сколько это стоит, а с Эльдаром — загвоздка. Ну не уровень это человека, у которого есть свой бизнес и репутация в этом бизнесе. И не такие бюджеты на эти кампании выделяются, чтобы купить что-то большее, чем десяток дешевых сливных бачков.
Совсем не хочу морализаторствовать, но, видя, какими средствами он не брезгует, под сомнение невольно ставится и то, что он пишет и говорит по своей основной, так сказать, специальности. А уж когда начинает о политике, тут совсем серьезные сомнения закрадываются.