OECD предложила применять новую формулу, но в Латвии воспользовались старой. По этому поводу 26 сентября 2018 года на Комиссии по ревизиям и общественным расходам Гатис Абеле, член совета Комиссии по регулированию общественных услуг, заявил:
«И если бы мы сейчас производили расчёт по новым методикам и с новым составом совета утверждали бы тот же самый тариф, то, думаю, он был бы на 10% меньше».
То есть вся страна могла бы платить за электричество на 10% меньше — и это только из-за применения новой формулы. При этом расходы на транспортировку электричества составляют около 40% общей цены за электроэнергию.
Кроме того, именно в тот день в Сейме обсуждалось заключение Госконтроля о деятельности компании Sadales tīkls, где аудиторы выявили много неоправданных расходов.
Это шикарные условия для работников предприятия — с различными страховками и отчислениями в пенсионные фонды.
Проблемы с арендой спецтехники и легкового транспорта.
Сотрудники компании могли ездить на машинах домой — и этот процесс не контролировался.
Но самые масштабные проблемы были выявлены в планировании инвестиций. Только на них компания Sadales tīkls каждый год расходует по 60 млн евро.
«Планирование инвестиций у них не исследовано, и появляются опасения, что они даже не продуманы. Самые серьезные позиции расходов связаны с реконструкцией объектов, и мы об этом говорили в своем исследовании. В компании не хватает обоснования тому, почему инвестиции идут на конкретные объекты. Кстати, само руководство Sadales tīkls признает, что необходимы улучшения в системе», — отметила Инга Варава, директор 3-го ревизионного департамента Госконтроля.
Кроме этого, практически каждый год компания Sadales tīkls демонстрирует прибыль, которая исчисляется десятками миллионов евро.
«Еще один вопрос — о прибыли Sadales tīkls. В прошлом году прибыль компании была более тридцати миллионов. И вопрос также о том, а надо ли это финансировать потребителям электроэнергии. Если да, то мы это финансируем, а если нет, то это может снизить тариф на 10%», — считает Варава.
Есть и такой потенциал для снижения тарифа на электричество. В компании Sadales tīkls говорят, что они приняли во внимание замечания Госконтроля.
«Мы очень активно работаем над тем, чтобы снизить наши расходы, поднять эффективность. В прошлом году очень большие шаги уже сделали. Сократили рабочих мест более чем четыреста персон. Смотрим, как сделать нашу работу более эффективной», — подчеркнул Сандис Янсонс, председатель правления Sadales tīkls
Что же касается прибыли, то это вопрос держателя акций, то есть государства. Как оно решит, так и будет. Янсонс также отметил социальную функцию предприятия. Оно вынуждено работать себе в убыток, обеспечивая мощность и подключение электроэнергии на отдаленные хутора и в населенные пункты.
«Это как с дорогой. Вам дорогу надо чинить все равно, едут по ней или не едут. Также и Sadales tīkls — если есть проводка, она ломается, ее надо чинить. И с нашей точки зрения, наш сервис должен быть одинаковый — в Риге, в Алуксне, в Гулбене», — добавил Янсонс.
По поводу заявления Гатиса Абеле о возможности снижения тарифа на 10% благодаря новой формуле расчёта в Регуляторе общественных услуг журналистам сообщили: это частное мнение члена совета. Однако отметили, что проблемы в работе с госкомпаниями есть, и они будут решаться с помощью новых поправок к Закону о регулировании общественных услуг.
«Сейчас идут поправки к закону о регулировании общественных услуг, которые позволят регулятору самому корректировать тариф. Таких прав у нас сейчас нет. Мы или можем согласиться с коммерсантом, или нам надо отклонить его тарифный проект», — пояснил Роландс Ирклис, руководитель Комиссии по регулированию общественных услуг.
Кроме того, регулятор, согласно существующему законодательству, не может влиять на инвестиционный план предприятия. Как и в случае с тарифом, он имеет право его или принять, или отклонить.
«У регулятора будет право усилить инвестиционный план Sadales tīkls. Сейчас таких прав у нас нет. Очень большую часть тарифа составляют капитальные затраты, которые связаны с инвестициями, и, по сути, у нас нет права присоединиться к рассмотрению проекта инвестиций. И потом мы ограничены в способности не признать проведенный объем инвестиций или вложений», — добавил Ирклис.
Министр экономики Ральф Немиро рассказал, что через две недели начнет работу специально созданная рабочая группа, задачей которой и будет поиск возможностей снижения тарифа на электричество в распределительных сетях.
«Мы концентрируемся в данный момент на OIK. OIK иногда составляет 15% в тарифе. Распределение — примерно 40%. И вы совершенно правы: Госконтроль указал на несколько моментов, Госконтроль сказал, что можно было бы снизить тариф на распределение. Мы когда работали над OIK, начали работать и в этом направлении. Sadales tīkls очень сотрудничает в этом вопросах. И рабочую группу мы думаем делать с Latvenergo, Latvenergo и Sadales tīkls, чтобы работать над снижением тарифа на распределение», — заявил Немиро.
Министр предполагает, что первые результаты работы новой комиссии появятся только через несколько месяцев.
Значительную часть счетов населения за электроэнергию составляет плата не за ее потребление, а за распределение и поставку, и как раз эту часть издержек домохозяйств определенно можно сократить, заявил министр экономики Ральф Немиро (КПС) в эфире Latvijas Radio.
Министр еще раз засвидетельствовал, что система OIK не может продолжать существовать в прежнем виде, но над ее отменой нужно поработать, она не должна оказаться «резкой и брутальной». Как уже сообщал Rus.lsm.lv, Ральфу Немиро от имени правительства поручено в течение двух месяцев (до конца мая) найти правовое решение по отмене OIK. Невыполнение решения Сейма об отмене OIK с 31 марта стало причиной, по которой оппозиционные депутаты недавно инициировали отставку премьера.
Правительство 26 марта решило не отменять OIK с 31 марта этого года. Сейм в первой половине января 2019-го дал ответственному за отрасль Министерству экономики задание оценить эту возможность.
При оценке отмены OIK обнаружился и ряд проблем. Одна из них — большинство производителей взяли кредиты, их обязательства составляют в общей сложности 200 млн евро. При отмене системы OIK могли возникнуть сложности с возвратом займов.
В свою очередь, вопрос тарифов на отопление касается всего общества. С отменой OIK тарифы могли измениться в 15 краях — подорожание могло составить 10-40%.
Возможные убытки подсчитала Латвийская федерация возобновляемой энергии — она цитирует исследование академика Райты Карните. В нем говорится, что при отказе от OIK и закрытии производств работу могут потерять большинство из 2 тыс работающих в отрасли.
Кроме того, около 46 млн евро — ожидаемые убытки госбюджета из-за не полученных налогов, и еще 60 млн — в связанных с электростанциями отраслях.