Любители живописи охотно разбирают творения самодеятельных художниц.
Многие женщины, особенно достигшие определенного возраста, зачастую не знают, чем себя занять в свободное время. Дети уже выросли, а внуки живут отдельно. Бабушка и рада бы провести досуг со своими близкими, но, как известно, всем развлечениям молодежь сегодня отдает предпочтение Всемирной паутине. Тут уж не до реального общения. Но, как выяснилось, некоторые представительницы прекрасной половины человечества вовсе не скучают в одиночестве, а ведут активный образ жизни. Причем творческий. Что лишний раз подтвердила летняя цветочная женская выставка в Рижской ратуше.
Свои яркие творения представили свыше десятка самодеятельных художниц. Как рассказала "7 секретам" организатор красочного смотра, педагог начальных классов Ия Катковская, она хотела заняться рисованием еще в раннем детстве. Наконец ее мечта осуществилась. Но в какой–то момент начинающий живописец поняла, что ей не хватает профессиональных навыков, поэтому она пошла к знаменитому профессору Владимиру Козину, который 35 лет возглавлял кафедру изобразительного искусства в Латвийской академии художеств. Несмотря на почтенный возраст, 92–летний мэтр охотно консультирует молодые таланты.
— Я у него занимаюсь уже второй год. Не хочу никого обидеть, но если вы посмотрите выставочные работы, то козинские ученицы сразу бросаются в глаза. Когда картина пишется в студии под присмотром такого авторитета, как Владимир Иванович, результат сразу налицо. Недаром Козина называют патриархом латвийской живописи. Я считаю так: чтобы у тебя был уровень, тобой должен кто–то руководить. А если ты рисуешь сам по себе, то творческого роста не будет, — поведала Ия Катковская, которая представила четыре цветочные работы: "Тюльпаны", "Нарциссы", "Орхидеи" и "Подсолнухи".
По словам моей собеседницы, ее муж–бизнесмен Александр всецело поддерживает супругу. "Он даже сам иногда берет в руки кисточку. Причем у него довольно хорошо получается. Муж возглавляет финансово–инвестиционную компанию. Тем не менее надо когда–нибудь и отдыхать. Наш 12–летний сын Даниил тоже рисует. Вот такой семейный подряд. Кстати, сына я уже отдала в студию к Георгию Зерницкому. Пусть повышает свое мастерство с юных лет. Хотя, откровенно говоря, своими работами я не всегда довольна. Некоторые отправляются прямиком… в мусорник. Я не трясусь над ними".
Своими красными маками порадовала химик в прошлом, а нынче пенсионерка Светлана Александрова. Она рассказала, что тоже всегда хотела рисовать, однако свою детскую мечту осуществила лишь тогда, когда дети уже выросли. Хозяйка чайного клуба Наталья Савицкая изобразила зеленый берег Киш–озера, а также любимые всеми художниками подсолнухи. Занявшись творчеством, бизнесвумен убивает сразу несколько зайцев. Во–первых, она скрашивает свой досуг, во–вторых, украшает интерьер своего "заварочного" заведения, а в–третьих, зарабатывает.
— За минувшие 7 лет я нарисовала порядка 80 картин, многие из которых уже раскупили. С чего все началось? Мой покойный отец Петр Степанович очень любил рисовать. Если бы не Великая Отечественная война, то он наверняка поступил бы учиться на художника. Ему это действительно нравилось. А когда папа служил, то делал великолепные копии. Скажем, трех русских богатырей, мишек в лесу. На пенсии времени для творчества было особенно много. Но, увы, все мы смертны… А вскоре после того, как папа ушел, я вдруг почувствовала непреодолимую тягу к живописи. Хотя никогда не рисовала. Не было даже желания. Но стоило мне только попробовать, как я почувствовала, что во мне все перевернулось. С каждым днем желание творить не угасает, а, наоборот, только усиливается. Поскольку место в чайной для картин не хватает, я их охотно распродаю. Люди сами назначают цену. Вы не поверите: одну работу взяли за 450 латов. Я и сама удивилась. Хотя стоимость назвала с потолка. По совету одной подруги сказала: мол, отдам за тысячу. А потом уступила 50 процентов. Обе стороны остались довольны…
Что ж, суммы, которые моим собеседницам удавалось выручить за свои творения, порой весьма впечатляли. Однако, судя по опросу, все заработанные денежки они, как правило, вкладывают снова в живопись, покупая холсты, краски и прочие принадлежности, которые с каждым годом только дорожают, как и вся наша "евросоюзная" жизнь.
Экономист Любовь Бегена начала рисовать в 2006 году, поскольку "захотелось помалевать", как она выразилась. Начала брать уроки сначала у одного, потом у другого мастера. За минувшие годы создала не менее полусотни картин. Некоторые также удалось неплохо продать. Скажем, "Маки" ушли за 280 латов. Их купила одна американка. А другой небольшой натюрморт с чайником отправился в российскую столицу. Недавно подарила приятельнице из Москвы натюрморт с грушей, который тоже уплывет за границу.
— Конечно, жалко, что я свои творения, может быть, никогда больше не увижу, но тут ничего не поделаешь. Я рисую ради удовольствия. И охотно раздариваю "себя". Чтобы порадовать родных и близких. А вот под заказ не работаю. Мне это не по душе. Знаете, когда тебе начинают что–то диктовать, то сразу пропадает вдохновение, — поведала Любовь.
Горы на фоне деревни изобразила президент Латвийского объединения деловых женщин Ирина Петерсон, которая рисует уже 6 лет. Вскоре к ней подключились и другие члены дамского сообщества. Стилист и дизайнер Елена Кафтайлова познакомила меня со своими "Анютиными глазками" и "Козочкой".
— Я всегда хотела рисовать. Но времени, как всегда, катастрофически не хватало. Поскольку я шью одежду, то постоянно нужно было выполнять тот или иной заказ. Но когда родила третьего ребенка, доченьку, то время появилось. И тогда по совету знакомой решила взять в руки кисточку уже основательно. Хотя для меня это вовсе не работа, а отдых. Вы не поверите, но сейчас у меня готовится уже третья персональная выставка, которая пройдет в сентябре. Сама удивляюсь! — улыбнулась Елена. Как выяснилось, самая дорогая ее работа стоит 5 тысяч евро. "Ого!" — воскликнул я.
— У меня работы в Швейцарии, в Германии, в Турции, в Норвегии, в России. Признаюсь, когда начала рисовать, то вовсе не думала выставляться и продавать. Если бы мне еще 6 лет назад сказали, что я буду проводить целые выставки, я бы рассмеялась и наверняка заявила: "Быть такого не может!" Но когда я выставлялась в юрмальском концертном зале "Дзинтари", у меня взяли 8 картин. Хотя я пишу вовсе не ради денег.
Тем самым я "лечусь". Я ведь еще и психолог — окончила институт. Написала даже авторскую работу, посвященную рисованию. На мой взгляд, живопись приносит самооздоровление. И не только живопись. Если человек занимается чем–то с удовольствием, он может освободиться от многих психосоматических расстройств. Это касается разных видов искусства, которые выступают в виде лекарства. Один танцует, другой поет, а в итоге чувствует себя прекрасно. Человек уже более позитивно смотрит на мир. Так что советую чем–нибудь увлечься!
Михаил ЗАДОРИН.