Судебное — комната с артефактами
Рассмотрение дела о Золитуде может затянуться на годы и годы — объем материалов по делу просто огромен.
Пардаугавский суд Риги, который рассматривает дело о трагедии в Золитуде, по просьбе гособвинения принял решение провести на судебных заседаниях проверку всех имеющихся в деле доказательств. Желание вообще-то понятное. Заковырка в том, что прокуратура рассматривает данные документы в качестве вещественных доказательств, а защита — в качестве документов с неясным статусом.
По словам адвоката инженера-строителя обрушившегося супермаркета Ивара СЕРГЕТСА — Артура ЗВЕЙСАЛНИЕКСА, данные «вещественные доказательства» состоят примерно из 300 наименований. Адвокат подчеркивает, что около 100 позиций действительно вещественные доказательства. Какая-то часть материалов — CD-диски и носители информации, остальное — папки с документами. Все эти, скажем так, артефакты хранятся в одной комнате, сваленные в кучу.
Ранее прокуроры подали суду ходатайство провести на заседаниях проверку всех документов и всех доказательств, чтобы не лишать обвиняемых прав на защиту. У адвокатов обвиняемых это вызвало недоумение, так как неизвестно, сколько времени может занять этот процесс — год, два, пять? Если запрос обвинения будет удовлетворен, рассмотрение дела может затянуться еще на много лет.
По мнению адвоката, часть документов, названных прокуратурой вещественными доказательствами, к делу не относятся: это, например, документы, касающиеся покраски окон, отделки стен плиткой и т. д. Среди бумаг есть материалы, важные для процесса. По словам Артура Звейсалниекса, там есть документация по постройке тех конструкций, которые разрушились и стали причиной трагедии.
Но у суда иная точка зрения. Прокурор Агрис СКРАГАЙЛИС считает, что судебный процесс идет сравнительно гладко и при оптимистическом прогнозе может закончиться в конце этого года.
(Хоть ставки делай: какая из двух сторон — суд или защита — окажется в этом вопросе правой?)
Говоря о не вошедших в 81 том дела доказательствах, которые помещены в специальную комнату, судья Агрис Скрагайлис пояснил, что это не что иное, как вещественные доказательства, которые были отправлены в суд вместе с материалами самого уголовного дела. И ни у одного из участников процесса — ни у адвокатов, ни у обвинителей, ни у пострадавших — нет запрета на то, чтобы пойти и ознакомиться с ними. А если там найдется что-то, что кому-то может пригодиться в ходе судебного процесса, то это можно использовать. Однако тут есть юридический нюанс: уголовный закон предписывает одно правило: копии материалов уголовного дела могут быть выданы защите, но... не вещественные доказательства.
Во время заседания суда стало абсолютно понятно, что эти самые вещественные доказательства пока никак не классифицированы.
Справка
21 ноября 2013 года в рижском микрорайоне Золитуде обрушилось здание супермаркета Maxima, унеся жизни 54 человек. Основной версией причин обрушения считается нарушение строительных норм. Прокуратура признала потерпевшими по делу 263 человека. Материалы дела обобщены в 81 томе. По делу проходят 144 свидетеля, привлечены десять экспертов. Обвинения предъявлены девяти лицам.