"Прошло почти четверть века с начала ряда этнических конфликтов на территории бывшего СССР, но за долгие годы поисков приемлемых решений и примирения не достигнуто ничего. К тому же, сейчас это кажется менее реальным, чем прежде, когда была погашена горячая фаза конфликтов. Похоже, с течением времени связанные с большим содержанием беженцев болезненные проблемы таких государств, как Грузия и Азербайджан, уже давно не считаются особо актуальными. Это ничего, что в обеих кавказских странах в общей сложности более миллиона беженцев, которые не могут вернуться в свои дома: грузины — в Южную Осетию, а азербайджанцы — в Нагорный Карабах и прилегающие районы, оккупированные Арменией. То же самое можно сказать о живущих на территории России ингушах, которые в свое время были изгнаны из своих домов на находящейся сейчас в ведении Северной Осетии территории." - пишет Атис Климович в "Латвияс Авизе", перевод Иносми.
"Летом 1994 года прошла встреча азербайджанских и армянских женщин на нейтральной территории, возможность для которой обеспечило заключенное тогда перемирие. Только женщинам по силам прекратить войны и найти мирное решение — так считали некоторые участницы мероприятия. Однако оптимизм сохранился лишь до начала встречи сторон. Вскоре стало ясно, что азербайджанцы ждут, чтобы прислушались к их страданиям, а армяне рассчитывают на внимание к их боли. У обеих сторон был свой горестный рассказ, свои убитые и раненые, но Армения завоевала значительную часть территории Азербайджана, вынудив примерно 800 тысяч азербайджанцев покинуть свои дома.
Уже тогда некоторые кавказские политики высказывались, что без поддержки Москвы проблему не решить. Это оказалось правдой, потому что у Кремля за все это время не было ни малейшего желания содействовать примирению. Как раз наоборот: чем хуже для кавказцев, тем лучше для русских. В случае конфликта между Азербайджаном и Арменией достигнуто то, что оба эти государства зависимы от России, которая при необходимости может помочь Баку или Еревану, заставив серьезно поволноваться вторую сторону. Разумеется, в такой игре сломанные жизни азербайджанских беженцев не являются заслуживающим внимания аргументом.
В последнее время с началом войны на Украине количество беженцев на территории бывшего СССР значительно возросло, достигнув, как минимум, 2,5 миллиона. И судьбы украинских беженцев в значительной степени находятся в руках России, и так же, как в случаях с азербайджанцами и грузинами, о них говорят мало. Отличие ситуации на Украине — объявленные Западом санкции, которые в определенной степени дают надежды на возвращение беженцев в Донбасс, а также в Крым. Однако если этого и удастся добиться, то не скоро. Как сказал специальный представитель Госдепартамента США на переговорах по вопросам Украины Курт Волкер, русских нельзя заставить, но можно заинтересовать. Каким образом — это тема для очень серьезного исследования."