В одном гостевом доме на озере Дридзис прошлой осенью поселились 20 гастарбайтеров. Они там не только ночевали, но и топили камин, баню, грели воду в бадье и в воскресенье катались на лодках по озеру. Хозяйка готовила им обеды. Управляющая Светлана Григорьева рассказала, что все эти постояльцы внесли только аванс и сказали, что больше денег у них нет. Предприятие Rangos projektai задолжало комплексу отдыха Dridži 8 тысяч евро.
4-звездочной гостинице Silene Resort SPA строители забора задолжали наполовину меньше - 4 тысячи. Там жили рабочие предприятий Statoforma и Brosta. Заведующая Silene Resort & SPA, член правления SIA Antaris Эвита Миглане сказала: поскольку было известно, что это проект государственного масштаба с участием серьезных фирм, никто не предполагал, "что будет такое кидалово". "Когда потребовали у литовских предприятий оплатить счета, в нашу сторону даже высказывались угрозы - нас требовали оставить их в покое", - рассказала ЛТВ Миглане. Предприятие, которым она руководит, обратилось с просьбой о помощи в госучреждения и министерства, участвующие в строительстве забора.
В Государственную трудовую инспекцию звонил также житель Краславского края Алексей Смирнов, который зимой прошлого года строил забор, но обещанной платы не получил. "Пока они там были, все в порядке, платили. Как уехали в Литву, снова пропали. Не дозвониться, ничего. Что-то платили, в лучшем случае половину, а остальное - нет. Нас с ними 5-6 человек работало, у всех так", - рассказал передаче Смирнов.
Одно из двух предприятий вообще не дало Смирнову трудового договора. Он проработал с декабря по февраль, иногда стоя в воде по самые подмышки. "Они там много чего накосячили. Примерно метров 500 они перевернули наоборот, неправильно этот забор составили и в конце концов через пару месяцев сказали, что больше не будут. Устроили банкротство или что-то там еще и уехали", - сказал он.
Для строительства примерно 52 км забора генподрядчик Citrus Solutions заключил договор с литовским предприятием Brosta. Председатель правления SIA Citrus Solutions Карлис Костюков заявил ЛТВ, что там, где работа сделана и принята, генподрядчик произвел расчет со всеми субподрядчиками. "У нас нет никаких инструментов или влияния на то, как они ведут расчеты со своими субподрядчиками", - признал Костюков.
ЛТВ связалось с литовской фирмой Brosta и другими указанными здесь литовскими предприятиями, но никто не отозвался, чтобы прокомментировать ситуацию. Адвокат Brosta, до которого удалось дозвониться, не отрицал, но и не подтвердил, что предприятие собирается судиться с Citrus Solutions.
Заказчик проекта по сооружению забора - ГАО Valsts nekustamie īpašumi (VNĪ) - нынешним летом искал предприятия в Латвии, которые приняли бы участие в строительстве. Председатель правления VNĪ Ренарс Гришкевич заявил: "Если кому-то не заплачено, это неприемлемо. У нас была информация, что с некоторыми из субподрядчиков не были своевременно произведены расчеты, и мы потребовали, чтобы это было сделано со стороны Citrus Solutions".
Трудовая инспекция, в свою очередь, пояснила, что ей должны подать заявление и Смирнов, и другие рабочие, кому задолжали литовские предприятия. Руководитель отдела по поддержке клиентов Даце Стивриня пояснила, что отсутствие трудового договора - это грубое нарушение, которое может быть связано с теневой экономикой. За это можно привлечь к административной ответственности в Латвии, но сначала должна быть проведена проверка.