Попытаться использовать дипломатические методы украинцам стоит уже предстоящей зимой, так свои территориальные успехи на поле боя Киев сможет закрепить за столом переговоров, считает председатель Объединенного комитета начальников штабов генерал Марк Милли.
Президент же Джо Байден и его советник по национальной безопасности Джейк Салливан считают, что еще слишком рано начинать переговоры: украинцы могут добиться новых военных успехов, народ не намерен идти на уступки России, к тому же переговоры дадут Владимиру Путину то, что он хочет и на что надеется, — отсрочку в боевых действиях и снижение поддержки Украины Западом.
Председатель Объединенного комитета начальников штабов — самый высокопоставленный офицер вооруженных сил США, главный военный советник президента, министра обороны и Совета по национальной безопасности. Милли возглавляет комитет с 1 октября 2019 г.
Милли публично озвучил свою позицию, выступая в Экономическом клубе Нью-Йорка. Если и когда линия фронта зимой стабилизируется, может открыться окно для переговоров об окончании конфликта, сказал он: «Когда есть возможность договориться, достичь мира, нужно за нее хвататься. Использовать момент». Следом он более подробно изложил свою позицию в интервью CNBC. Украинская армия смогла остановить российскую, прогнозировать будущее с какой-либо степенью вероятности не получится, «но мы думаем, здесь есть некоторые возможности для каких-то дипломатических решений», сказал он.
На встречах в Белом доме Милли достаточно решительно высказывается за дипломатические усилия, но не хочет создавать впечатления, что это может привести к ослаблению поддержки Украины, рассказали NYT американские чиновники. Скорее он приводит доводы именно военного характера. Так, Милли показывал спутниковые снимки, на которых видно, что российские войска, готовясь к зиме, копают окопы и укрепляют линии обороны на всей оккупированной территории. Отвод войск из Херсона тоже, похоже, имеет целью занятие более удобных оборонительных позиций.
В результате линия фронта зимой, по-видимому, стабилизируется, и появится окно возможностей для переговоров, считает Милли. Во время обсуждений в Белом доме он привел в пример позиционную (окопную) войну во время Первой мировой, когда линия фронта более года не менялась, а артиллерийские обстрелы и безрезультатные попытки штурмовать укрепления противника привели к гибели миллионов человек. Этот же пример Милли озвучил на выступлении в Экономическом клубе Нью-Йорка.
Позиция Милли заключается не в том, чтобы идти на уступки Путину, поясняют источники NYT. Генерал говорит, что, возможно, Украине и ее союзникам стоит заняться поиском политического решения конфликта, потому что обеспечить военное решение в ближайшем будущем вряд ли удастся.
Байден и Салливан с ним не согласны. Последние победы воодушевили украинцев, а Путин не демонстрирует готовности к переговорам, считают они.
Салливан сказал журналистам в минувший четверг: «Соединенные Штаты не давят на Украину. Мы не настаиваем на чем-либо. Что мы делаем, так это проводим консультации как партнеры и демонстрируем нашу поддержку не только в публичных заявлениях или морально, но и осязаемую, физическую поддержку, оказывая военную помощь».
Россия в последнее время сделала несколько заявлений о том, что она «по-прежнему» готова к переговорам с Украиной. Об этом, иногда прикрываясь обвинениями в адрес Киева, будто это он не хочет обсуждать ситуацию, сказали Путин и представители МИДа: министр Сергей Лавров, его заместитель Андрей Руденко и официальный представитель Мария Захарова. В свою очередь, в Киеве перестали говорить о том, что не будут вести переговоры с Путиным, после того как отказаться от таких заявлений украинцев попросил Салливан.
«У меня такое чувство, что администрация прощупывает возможность для дипломатии, — сказал NYT профессор Джорджтаунского университета Чарльз Купчан, который был советником Барака Обамы по европейским вопросам. — Пытается нащупать баланс — хочет создать возможность для дипломатии и при этом не выглядеть так, будто она говорит украинцам, что им делать».
Вопрос еще в том, как попытка начать переговоры будет выглядеть со стороны, пояснили газете чиновники, передавая в том числе точку зрения Салливана. Путин может посчитать, что все, что ему нужно, — это еще затянуть войну и тогда американцы все сделают за него. «Такие решения могут принимать только Зеленский и его правительство, — говорит бывший посол США в Украине Стивен Пайфер. — Вашингтон не должен давить на них, и по крайней мере пока там это, похоже, понимают».