28 августа Рижская Гребенщиковская старообрядческая община (РГСО) отметила главный храмовый праздник Успения Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии, а также 255–летие Успенского храма РГСО. Торжества с более обширным присутствием местных и зарубежных гостей состоялись 6 сентября. В рамках торжеств — молебен, поздравления, открытие музея РГСО, юбилейные чтения… "7 секретов" слушали чтения и расспросили нескольких участников торжеств о сути праздника.
Как сказано в "Гребенщиковских вестях" (11/2015), "слово "успение" означает сон и смысл праздника Успения, к которому готовит нас Успенский пост, — что нет больше той смерти, которая ждала нас каждого до Воскресения Христова, нет больше скорби о смерти, нет перед ней страха. (…)
Успение Пресвятой Богородицы — один из главных церковных праздников, ему предшествует строгий Успенский пост. (…) Успение — один из любимых на Руси праздников: со времен святого князя Владимира Успенские храмы стали возводится по всей Руси".
Успенский храм РГСО ведет свою историю с 1760 года, когда его освятил известнейший тогда наставник Феодор Никифорович Саманский. Он же стал первым духовным наставником рижских староверов. В 2013 году одна из улиц, ведущих к храму, получила его имя. А здание храма поначалу было деревянным и принадлежало купцу Первой гильдии С. Дьяконову. В 1793 году его наследник Г. Панин продал здание старообрядческой общине. За свою историю моленная существенно перестраивалась и расширялась. Она стала и есть важнейшим духовным центром староверия. А Рижская Гребенщиковская община — крупнейшая в мире поморская община.
Главное — духовная жизнь
Само по себе предложение о том, что рижским староверам на протяжении столетий удалось сохранить свою веру, религиозно–этническую идентичность, язык и образ жизни, есть лишь констатация. Она не раскрывает сложный путь, трудности, через которые пришлось пройти общине как в исторические, так и в новейшие времена.
Так получилось, что благодаря родственным и дружеским связям я последние более чем двадцать лет находился не внутри, но довольно–таки близко от событий, происходящих в общине. Я видел сам или мне обоснованно рассказывали, как частное пытается довлеть над общим, материальный интерес — над духовной сутью (тут надо признать, что и я в некоторых своих тогдашних суждениях ошибался). Потому был очень рад услышать на юбилейных чтениях РГСО деловую оценку ситуации, из которой, на мой взгляд, следовало, что, хоть трудностей как духовного, так и другого порядка хватает, ситуация в общине стабильна. Материальное безоговорочно поставлено на службу духовной, религиозной миссии общины и храма.
Председатель общины Александр Андреевич Лотко сказал, что во времена приватизации общине вернули 80 гектаров земли, 15 домов и сооружений. Он разделил время возвращения и владения собственностью РГСО на три периода: 1991–2001 гг., 2001–2009 гг., 2009–2015 гг. Первый период — собственно восстановление имущественных прав. Александр Андреевич, охарактеризовав трудности и сказав, что были ошибки, подчеркнул патриотизм того времени, когда люди самоотверженно работали на восстановление общины.
Второй период — тяжелые времена, определенный застой. В 2009 году — долги по налогам и зарплате. Совет РГСО принял решение об экономии средств. В общине появилось напряжение. Собирались собрания.
Третий период — уже в 2010 году долгов было по минимуму. 2012–2015 годы — самые продуктивные для общины. Вышли из долгов. Вернули людям часть средств, снятых в тяжелые годы.
Оборот общины составляет 1,2 миллиона евро в год. Основные доходные статьи — аренда зданий и земли (70% дохода), ритуальные услуги. (До девяностых доход стопроцентно приносили ритуальные услуги и пожертвования.) Рабочий коллектив — 83 человека. Община владеет также мастерскими: по литью икон, изготовлению свечей, киотов.
Любой, кто бывал в храме и в прилегающем к храму, принадлежащем общине комплексе зданий, скажем, двадцать лет назад и посетил его сейчас, может сам сравнить, что было и что есть. Увидеть, что сделано. Нет уже там завода по изготовлению значков и дорожных знаков, за иконостасом храма нет уже квартир. Реставрированы настенные росписи, обновлены фрески молитвенного зала, притвора и крестильни. Новые благоустроенные помещения получили производственные мастерские (литейная и свечная). Проведен ремонт книжницы, библиотеки. Отремонтированы кельи наставников и другие помещения. Отремонтированы также и многоквартирные дома. Продолжается реставрация большого храмового иконостаса… Да и не нужно смотреть на двадцать лет назад, достаточно сравнить нынешнее состояние с тем, каким оно было, скажем, в 2011 году. За последние годы в ремонт и благоустройство вложены 400 тысяч евро.
Рассказав это, Александр Андреевич подчеркнул цель. Главное — духовная жизнь. Как сказано в "Гребенщиковских вестях": "Члены Совета РГСО считают своей первоочередной заботой сохранение Древлеправославной веры, верность традициям староверия, воспитание подрастающего поколения в высокой духовности, нравственности и трудолюбии". А Александр Андреевич подчеркнул, что успехи общины были возможны только благодаря дружному коллективу и наличию христианской любви.
Первая задача — любовь и забота
РГСО — действительно особая община. Приобретенная и разумно выстроенная база дает ей возможность более практично, что ли, укреплять как духовное состояние в самой общине, что отец Михаил Александров поставил первой задачей ("любовь и забота") духовных наставников сегодня, так и заботиться о ее будущем, в том числе бороться с подменными ценностями, чье множество в современном мире также отметил отец Михаил.
Ведь РГСО — это не только замкнутое на себя сообщество. РГСО — это, на мой взгляд, довольно–таки современная общность людей, которая в меру своих возможностей сумела за последние годы грамотно и последовательно выстроить, если можно так сказать, инфраструктуру по обеспечению собственного будущего. Как в материальном, так и, что особенно важно, в духовном, церковном смысле этого слова. Ведь РГСО — это не только молебны, не только церковные праздники. РГСО — это также духовноприходская школа, это Гребенщиковское духовное училище, воскресная школа для взрослых, обучение знаменному пению, детские паломнические поездки, молодежный христианский лагерь (Липушки, на берегу озера Разнас)… Это также установление связей с единоверцами в мире, содействие другим общинам единоверцев…
Кто–то из участников праздника сказал, что раньше книгу нельзя было держать ниже пояса. Это я к тому, что одной из величайших заслуг староверов является сохранение древних книг и рукописей. Пускаясь в бега, они, как сказал руководитель издательско–просветительского отдела Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины, председатель правления Старообрядческого общества Латвии Илларион Иванович Иванов, брали с собой не коров и овец, а иконы и книги. Илларион Иванович рассказал об издательской деятельности Рижской Гребенщиковской общины. Это дело община возобновила в девяностые годы. Имеется своя церковная типография, которой в этом году исполняется двадцать лет. Всего за двадцать лет латвийскими староверами издано более 160 книг богослужебного, духовного, нравственного, исторического содержания. К ним прибавились аудиовизуальные, электронные издания. Среди наиболее значимых изданий Илларион Иванович назвал Катехизис на русском языке, "Житие и чудеса Николы Святителя" (две книги), духовно–просветительский сборник "Лествица" (состоялось четырнадцать выпусков, готовится пятнадцатый), книгу профессора Балтийской международной академии Владимира Багирова "Периодизация законодательных актов российского государства о старообрядцах", издаваемые совместно с Институтом философии и социологии ЛУ сборники статей, посвященные староверию, "Пособие по изучению церковного знаменного пения" (было три издания, составитель — знаток этого дела, головщик, руководитель хора общины, обладающего навыками знаменного, солевого пения Евгений Григорьев).
Духовный музей
Среди мероприятий праздника следует особо выделить открытие музея Рижской Гребенщиковской общины. Член Совета РГСО, доктор исторических наук Азий Исаевич Иванов сказал, что, задаваясь вопросом, нужен ли нам такой музей, ответ может быть однозначный. "С помощью такого музея, который мы назвали музеем истории староверия, надо начинать ликвидировать миф о том, что староверы — раскольники, что они темные, безграмотные люди".
Совет РГСО выделил музею красивое помещение. Сводчатые потолки, колонны, их поддерживающие. Над музеем — храм. "Сразу и подсказка есть — это будет музей вместе с храмом. Это духовный музей. Первое, чем он отличается от других музеев староверческих общин, это то, что здесь в меньшей мере акцентируется внимание на этнографический момент. Эту концепцию совет поддержал. То, что староверие прежде всего — Церковь Христова. Сразу было решено, что в этот музей нужно будет заходить так же, как в храм. То есть женщины должны быть в платках, мужчины — никогда не заходить в шортах. Этим также подчеркивается целостность комплекса: храм–музей", — сказал Азий Исаевич. Отвечая же на вопрос, для кого музей, он выделил как минимум три группы людей. Первая — мы сами. То есть староверы. Потому что "нам самим надо осознать, что мы христиане и что за нашими плечами огромная христианская культура. Это нам надо осознать независимо от возраста. И стоять твердо, не попадаясь на уловку, что староверы — раскольники". Вторая группа — другие христиане. Экскурсии для иноверных. Современный мир, общество страдает от бездуховности. Люди чувствуют это. Третья группа — неверующие, безбожники. Предлагают им вместо слухов конкретную историю.
Не зная, как музей будет развиваться, я бы тут, в основном имея в виду иноверцев и безбожников, добавил, что музей очень лаконичный. Но позволяющий за сравнительно короткое время созерцания пройти всю историю староверия с апостольских времен. Основные вехи истории староверия отмечены четко, выделяя и указывая в них главное, что определяло суть событий и их последствия. Мне лично экспозиция музея указала на мои собственные системные изъяны и прорехи в познании истории староверия, которую я предпочел бы знать более–менее честно, а не поверхностно. Спасибо создателям музея!
Интересные профессиональные сообщения были сделаны также реставратором, искусствоведом Дарией Евгеньевной Мальцевой, которая оценила ход и итоги чистки иконостаса, окладов, и Ольгой Ивановной Матросовой вместе с Еленой Васильевной Пахоленко, очень интересно рассказавших и наглядно показавших, какого труда стоит, чтобы соткать хоть одну бисерную ленту для украшения храма. Кроме того, всех участников праздника очень порадовало выступление подопечных (в двух составах) известного фольклориста, исследователя и собирателя народного творчества Сергея Аленкина.
Во все дни
Я спросил о значимости и сути праздника нескольких его устроителей и гостей. Вот что они сказали.
Наставник Рижской Гребенщиковской общины отец Михаил Александров: "Сегодня у нас большой праздник — 255–летие нашей общины. Мы рады всех приветствовать и поделиться своей радостью. Тем, что не только мы достигли, но и что несколько поколений наших предков сохранили. А нам пожелали, чтобы мы тоже могли это сохранить и передать нашим потомкам. Это самое главное".
Настоятель храма Святого Архангела Михаила протоиерей Олег Пелевин: "Я представляю Латвийскую православную церковь, высокопреосвященнейшего Александра, митрополита Рижского и всея Латвии. Мы рады разделить с Рижской Гребенщиковской общиной радость этого замечательного дня. Замечательный юбилей — более двух с половиной столетий существования общины. Мы очень рады, что в нашем городе празднуются такие юбилеи. Мы очень рады, что люди смогли через эти трудные годы, через многие испытания пронести не только веру свою, но и священные иконы, книги, которыми славится Гребенщиковский старообрядческий храм. Мы рады сегодня быть вместе с нашими братьями из Гребенщиковской общины. Мы радуемся их успехам и сердечно поздравляем Гребенщиковскую общину с их славным юбилеем".
Председатель Резекненской кладбищенской общины, депутат Сейма Владимир Владимирович Никонов: "Суть праздника прекрасна — 255 лет существует община. Причем за эти годы собрано громадное духовное и культурное наследие. Оно активно используется как в духовном плане, так и в плане познавательном. Это очень положительный момент. И, по сути, староверие — это энтузиасты. Причетникам, наставникам, как правило, некогда… Им, дай Бог, службы провести вовремя. Но в любые времена находится кто–то, кому это интересно, и вот в результате появляются музеи…"
Я высказал Владимиру Владимировичу свое мнение о том, что меня несколько удивляет, почему в наши дни стремление староверов к соборному действию, к активности сравнительно малозаметны в России. Центр событий здесь. Владимир Владимирович ответил: "Я думаю, что в России по–прежнему та же ситуация. Православная церковь — она давит. И был большой советский период, когда страх вошел в людей до пяток. Когда разговариваешь и спрашиваешь: а сколько же у вас общин? — они не могут даже ответить. Потому что многие общины существуют, но люди до сих пор боятся о них заявить. А по части строительства или восстановления храмов власти конкретных территорий в первую очередь обращаются к православному архиерею. И если архиерей возражает, то дело на этом останавливается. Что же касается Латвии, то у нас в этом плане ситуация лучше. Государство пусть и не сильно нас поддерживает, но и не сильно мешает".
Председатель "Союза граждан и неграждан Латвии" Владимир Борисович Соколов: "Я, когда ехал сюда, обратил внимание на плакат. На нем было написано: "Мода — как религия". Меня это резануло. Резануло именно то, что мода и религия — полные противоположности. Основа моды — это изменчивость. Мода появилась, знаете, когда? Раньше люди носили вещи до полного износа. А когда появились мануфактуры, на первый план выступила необходимость продавать. Основа же религии — догма. При желании любых изменений надо созывать собор.
Религия, к сожалению, выставляется модой. Но религия не может быть модой. Староверие — никогда. Староверы столько веков просуществовали вне моды. Для меня постулаты староверия — это то, на чем проверяешь свои собственные поступки. То, что помогает связывать свои поступки, свои мысли с духовной основой, духовным источником своей веры. Дает уверенность в том, что не заблудишься, не заплутаешь и не обманешь других".
В подтверждение того, что сказал Владимир: в самом музее РГСО имеется пример того, как церковное оторвали от моды. Три книги, выставленные в музее, были найдены в каком–то ресторане, где они служили декоративным элементом.
Поэт, преподаватель Балтийской международной академии Петр Иванович Антропов: "Прежде всего это событие — свидетельство того, что староверы помнят свои корни и чтут традиции. Все–таки 255 лет! Тем более что это самый крупный приход поморцев в мире. И, как кто–то правильно сказал, долг староверов — не только сохранить это наследие, но и преумножить. Как раз об этом и говорит открытие музея РГСО. Я слышал, что, только узнав о его открытии, один из староверов уже принес два издания XVII века. Притом бесплатно. Однако тут можно сказать, что рижане несколько задержались. Они могли создать музей раньше. В этом отношении нам хороший пример показал город Резекне. В Резекне музей действует уже года три. Основная же идея музея и экспозиции — подчеркнуть, что те, кого сейчас называют староверами, берут свое начало не в XVII веке, а с момента крещения. Кстати, когда говорят о временах раскола, это мне напоминает и 1991 год. Только тот был церковный, а в 1991 году — светский раскол".
А я вспомнил, что кто–то назвал христиан странными людьми. Скажем, для них Успение, то есть смерть Богородицы, — праздник. Но была же история, когда она явилась апостолам и велела радоваться, сказав: "Я с вами во все дни". Вот я и хочу пожелать староверам, чтобы их это чувство присутствия Вышнего не оставляло "во все дни".
17 сентября 2015. "7 секретов" №37