Почему бы не снести все здание?
Еще в прошлом году депутат пан Жбиковскис написал письмо с требованием убрать слово "Ленин", но теперь "дело" возобновилось в связи с растущей агрессией России. Этот варшавский "дворец" - самое высокое здание в Польше: высота шпиля башни составляет 231 метр, а высота крыши башни - 188 метров. В башне 42 этажа, 3 288 комнат и общая площадь 123 084 квадратных метров. Здание по советским планам построили 7000 строителей, половина из которых была из Советского Союза.
Хотя сейчас здание функционирует - в нем расположены офисы, выставочный центр, кинотеатр, конференц-зал и т.д. - местные жители считают этот выдающийся "сталинский торт" символом советской оккупации и резким диссонансом с архитектурой центра Варшавы.
Поэтому удивительно, что пан Жбиковскис требует убрать только одно имя с обложки книги: зная, насколько сильна польская национальная позиция, логично было бы требовать не удаления имени, а сноса всего этого чудовищного сооружения.
Судьба Сталинского «торта»
В Москве есть семь высотных зданий этого стиля, известных как "Семь сестер". Архитектурный четко считывается: сталинский монументализм. Академия наук в Риге, Дом свободной прессы в Бухаресте (до этого – Издательский дом коммунистической партии), гостиница "Украина" в Киеве - все они были построены по образцу московских высоток.
В Москве планировалось построить и восьмое здание, число восемь должно было символизировать 800-летнюю историю Москвы, но достаточно было того, что эти "торты" демонстрировали победу во Второй мировой войне. Восьмое здание перестали строить после смерти Сталина, на его фундаменте в 1960-х годах была построена гостиница "Россия", а в 2004 году мэр Москвы Лужков подписал распоряжение о его сносе.
Символично, что в этих жутких зданиях сталинского монументализма до сих пор располагаются Министерство иностранных дел России и Московский университет. Последний, построенный в 1949-1953 годах, является самым высоким из семи зданий и вмещает факультеты, администрацию, библиотеку, музей и аудитории на 1500 мест. Сбоку находятся студенческие общежития и квартиры профессоров. Здание рассчитано на 30 000 человек.
Грунтовые воды по-прежнему представляют угрозу для фундамента здания, поэтому излишки воды постоянно откачиваются. Почти 14 300 строителей, многие из которых были узниками ГУЛАГа и немецкими военнопленными, работали на стройке в течение четырех лет. Чтобы уменьшить вероятность побега, их разместили на 24-м и 25-м этажах. Поскольку в Советском Союзе человеческие жизни стоили как утиный помет, история умалчивает о том, сколько сотен рабочих погибло во время строительства.
Интересен дом на Котельнической набережной. Это жилой дом на слиянии Москвы-реки и Яузы, здание "украшено" пятиконечной звездой. В здании расположено 700 квартир, несколько магазинов, почта и кинотеатр. В 2014 году альпинист Александр Погребов и еще четыре человека предстали перед судом в Москве по обвинению в вандализме и хулиганстве за то, что раскрасили звезду высотки в цвета украинского флага и водрузили над ней украинский флаг.
Но в 2015 году суд оправдал всех подозреваемых: тогда они утверждали, что всего лишь спрыгнули с крыши и не имеют никакого отношения к покраске звезды. Хотя доказать ничего не удалось, всем было ясно, что именно эти смельчаки нарисовали звезду и подняли украинский флаг. Погребов вскоре трагически погиб. В 2017 году погиб еще один участник этой акции, Алексей Широкожуков.
У литовцев шаг пошире
Здание Латвийской академии наук в Риге строилось с 1953 по 1958 год. Архитекторами были Тилманис, Плуксне, Апситис и другие. Это здание является одним из примеров так называемой архитектуры социалистического реализма сталинского времени в Латвии. Первоначальная идея заключалась в том, чтобы построить высотную гостиницу для работников колхозов. Именно поэтому первоначальное название было "Дом колхозников". Однако с первого же дня здание стало домом для Латвийской академии наук.
Здание имеет явное сходство с московскими "Семью сестрами", созданными в 1950-х годах как доказательство того, что социалистическая столица ничем не хуже капиталистического Запада. Эти здания - как и рижская высотка - приветствовались как новый вклад социалистического строя в человеческую культуру, хотя внешний вид сталинских "тортов" сильно напоминал внешний вид построек их злейшего врага - некоторых образцов западной архитектуры, таких как Нью-Йоркская ратуша, построенная в 1907-1915 годах...
Конечно, вряд ли стоит ожидать, что "Дом колхозников" снесут как жалкий образец советской архитектуры и напоминание об оккупации, потому что многие люди не способны даже на рассоветчивание и аткриевошану, в том числе и в Риге. Интересно, какие огромные усилия пришлось приложить, чтобы наконец переименовать улицу Маскавас в улицу Латгалес? А сколько таблеток мужества надо принять мэру Риги Стакису, чтобы наконец отдать команду на снос памятника Пушкину в центре Риги?
Как шутят истинные оппозиционеры Рижской думы: подождем, пока Стакис уйдет в отпуск, тогда и эту пушкинеклис уберем. Но Стакис в отпуск не уходит, однако с помощью муниципальной полиции бережно охраняет драгоценный подарок посольства России - памятник Пушкину. Да, танцевать на стойке на открытии гей-бара однозначно приятнее, чем постоянно убеждать будущих избирателей в своей верности избранным идеалам... Понятно, что танцы не требуют большого мужества.
Но сколько мужества нужно, чтобы сделать то, что решили сделать литовцы? В газете «Республика» читаем, что комитет сейма Литвы начнет дискуссию о том, есть ли, исходя из исторических фактов, резон переименовывать Россию в Москву.
«Президент России оправдывает свою войну на Украине искаженной лживой историей, поэтому стоит в Литве задать вопрос: не искажена ли в сознании Запада историческая роль России — как и название всей страны?» Мы называем Россию Россией, потому что Россия сама себя так называет первой», — говорит Раймундс Лопата, председатель Комитета будущего.