Графтио — уроженец Даугавпилса, родился в 1869 году. Предки — выходцы из Голландии. В Динабурге отец мальчика работал на железной дороге. Юноша был максималистом — получил два высших образования. Окончил физико–математич
Электрификация железных дорог, гидроэнергетика для России в ту пору были новым делом, и, возвратившись на родину, Генрих стал пропагандировать зарубежный опыт. Предпринял и несколько поездок по югу страны. В 1900 году обследовал водотоки восточного берега Черного моря — от Новороссийска до реки Кодори, а в 1904–м провел изыскания в бассейне реки Бомбак–Чай. Целью экспедиций было изучение возможности возведения гидроплотин и использования полученной электроэнергии на железнодорожном транспорте.
В 1906 году Графтио приступил к строительству трамвайной сети в Петербурге. Под его руководством возводилась центральная электростанция с тремя паровыми турбинами, было проложено более 100 километров линий электрических контактных проводов, возведены три вагонных парка, оборудовано более 100 моторных трамвайных вагон
Сегодня на большевиков и советскую власть принято вешать всех собак. Так вот, практическая возможность возведения ГЭС появилась только после прихода к власти большевиков. К революционерам разных мастей Графтио не испытывал никаких симпатий. Даже в годы учебы в вузах, в отличие от многих сверстников, он не участвовал в демонстрациях — его интересовала только наука. Но его идеи, проекты по модернизации железных дорог, гидроэнергетике в царских департаментах и министерствах складывали под сукно. А большевики неожиданно для него самого взялись за осуществление этих идей.
Сооружение Волховской ГЭС стало одним из первых и главных пунктов ленинской программы электрификации. Уже в декабре 1917 года Ленин предпринял ряд конкретных шагов по развертыванию строительства. Позже Графтио об этом вспоминал: "Примерно в декабре 1917 года ко мне на квартиру приезжал Смидович с предложением доложить о возможности осуществления запроектированно
Что бы ни утверждали сегодня ангажированные историки, Ленин умел привлекать людей, делать их союзниками. Его личное обаяние и одержимость электрификацией навсегда расположили к себе Графтио. Руководитель "Волховстроя" вспоминал: "Работа продвигалась медленно. Шла Гражданская война, молодая республика переживала тяжелые дни. На строительстве не было людей. Во время работы на "Волховстрое" мне приходилось лично встречаться с Владимиром Ильичом и несколько раз обращаться к нему с письмами и телеграммами по вопросам работы на стройке. Первое личное вмешательство В. И. Ленина было по моей просьбе, когда нам препятствовали заказать турбины для Волховской ГЭС. Другой раз я был у Владимира Ильича по вопросу об отпуске денег. Ленин был очень прост и обаятелен в обращении. Когда я пришел на заседание Совнаркома, Владимир Ильич пригласил меня сесть к нему ближе и рассказать обо всех наших нуждах, и все наши просьбы были удовлетворены".
Ленин оказывал Графтио покровительство и в житейских делах. Руководитель государства личным вмешательством пресек домогательства председателя комбеда дома, где проживал выдающийся энергетик, приостановил в отношении инженера происки Петрогубчека, установил ряд социальных льгот, которых Графтио был лишен в силу своего непролетарского происхождения.
В 1920 году по предложению Кржижановского талантливого энергетика ввели в руководящий состав комиссии ГОЭЛРО. Им были подготовлены два крупных раздела плана "Электрификация и транспорт" и "Электрификация Кавказского района". После завершения работы комиссии Графтио возвратился к своему главному детищу — Волховской ГЭС.
Строительство гидроэлектростан
Опыт по возведению Волховской станции был продолжен и развит Графтио на строительстве Нижне–Свирской ГЭС. За пять лет строительства (1928–1933) там был сооружен сложнейший гидроузел. О его возведении Графтио рассказал в полуторачасовом докладе на заседании Шведского общества инженеров. Выражая мнение собравшихся, известный ученый и инженер Даландер сказал: "Прежде мы были приучены к тому, чтобы обращать взоры к великой стране на западе, чтобы искать там наибольшее в мире. Впредь мы будем искать это наибольшее на востоке".
По завершении работ по реализации плана ГОЭЛРО, в начале 1930–х, перед Сталиным встал вопрос, как быть с ведущими электрификаторам
Сталин нашел оригинальное и по–своему неуязвимое решение. Он перевел в систему Академии наук (попросту говоря, сослал в науку) главных творцов плана ГОЭЛРО. В 1932 году, минуя все промежуточные ступени, действительными членами АН стали И. Александров, Б. Веденеев, А. Винтер и Г. Графтио. Официальным аргументом для избрания были их заслуги в возведении флагманов гидроэнергетики, в том числе Волховской и Свирской ГЭС. На деле же независимость, авторитет, масштабы личности, знания "полководцев народного хозяйства" (так их называл очутившийся чуть раньше в аналогичной ситуации Кржижановский) были в одночасье нейтрализованы. Стрелки их хозяйственного роста были переведены в неторопливо–каби
Впрочем, в годы войны Графтио вновь смог себя проявить, как выдающийся практик, организатор — занимался эвакуацией энергетического оборудования в Среднюю Азию. Под его руководством там вводили в строй оборудование. После возвращения в Ленинград, несмотря на преклонный возраст, работал на восстановлении энергетического потенциала города.
Умер выдающийся инженер, наш земляк, 30 апреля 1949 года в Ленинграде. Его имя осталось не только в названиях улиц городов бывшего Союза, где он жил и работал. Облик Графтио увековечил Анатолий Папанов, сыгравший главную роль в художественном фильме Геннадия Казанского "Инженер Графтио", вышедшем на экраны в 1979 году.
Дмитрий ИЛЬИН.