Каковы последствия этих и других решений – рассказывают депутаты Рижской думы Андрей Козлов и Михаил Каменецкий, а также депутат Европарламента Нил Ушаков.
- Главное событие политической жизни страны последней недели – это, наверное, принятие бюджета в первом чтении. Что можно сказать о нем?
Андрей КОЗЛОВ: Я считаю, этот бюджет достоин сравнения с бюджетами кризисных годов, например, 2009-го, своим непонятными решениями, направленными против определенных групп людей. Они почувствуют ухудшение жизни, и очень скоро.
Но сначала – о тех, кто получит подарки на новый год. Генсекратарь НАТО Столтенберг в своем июньском выступлении, попросил страны НАТО, не смотря на «Covid-19», все же, придерживаться обозначенных бюджетных отчислений на уровне 2% от ВВП. Правда, есть страны, которые эту просьбу не выполняют, например, Германия со своими 1,4% процентами. Но только не Латвия.
В следующем году мы будем платить за оборону уже не 2%, а 2,4% от ВВП, в деньгах, это дополнительно 120 миллионов евро. Странное решение, не так ли, учитывая сложности в экономике, пандемию, кризис во многих отраслях?
Можно также поздравить господина Ринкевича. У меня иногда появляется подозрение, что свои решения он принимает, раскручивая глобус на своем столе и тыкая пальцем наугад. В этот раз повезло Австралии. Там откроется посольство Латвии, за что налогоплательщики в год заплатят более 880 тысяч евро. Крайне необходимые затраты именно сейчас?
И, так как количество туристов снизилось, правительство намерено выделить еще 4 миллиона на популяризацию нашего государства в мире. Видимо, именно отсутствие популярности, а вовсе не глобальная эпидемия плюс закрытые границы мешает людям именно сейчас приехать в Латвии.
- Где-то прибавляется, значит, где-то сокращается. За счет чего обеспечены эти и другие программы финансирования?
Андрей КОЗЛОВ: Ну, во-первых, что называется, «до свидания, микропредприятия». Льготные режимы налогообложения в бизнесе подлежат постепенному закрытию. Куда же уйдут люди с микропредприятий? В более крупные фирмы, кто платит все налоги, где за каждый 1 евро придется отдать 1 евро государству. Несомненно, появится огромное количество безработных, но, правительство ожидает, что налоговые поступления покроют возникшие убытки.
Следующее – подарок для работников из госуправления – а их у нас примерно половина от всех занятых в народном хозяйстве – около 300 000 человек. Повышение минимальной зарплаты. Это не означает, что зарплаты вырастут. Это означает, что повышается минимально допустимый порог, с которого надо платить все налоги. И если государственные учреждения могут просто попросить дополнительные деньги из бюджета, то частным предприятиям деваться некуда.
Магазины, малые и средние фирмы – все будут вынуждены приписать себе увеличение зарплат и, следовательно, налогов. За счет чего будет обеспечено это повышение? За счет очередной оптимизации расходов, новых увольнений.
И, конечно, не забудем про самоуправления. Хотя уже и нет «Согласия» в руководстве Ригой, но правительство решило перекроить распределение подоходного налога между самоуправлениями и центральным бюджетом, что обойдется Риге, примерно, в 20 миллионов евро.
Таким образом взяты средства на увеличение зарплат врачей, а также на увеличение пособий, которые правительство повысило под давлением решения Конституционного суда. Обидно только, что все это происходит именно в это время, когда многие отрасли испытывают кризис. И именно в этой непростой ситуации происходит увеличение налогового бремени. При том, что в мире происходит наоборот – в трудное время государство пытается поддержать бизнес.
- Ситуация с распространением «Covid-19», действительно, ухудшается…
Михаил КАМЕНЕЦКИЙ: Да, последняя информация о «ковиде» напоминает фронтовые сводки. При этом, произошли достаточно интересные изменения – например, тяжелый труд врачей общество перестало рассматривать как героический, хотя он не перестал на самом деле быть таким. И сегодня, как никогда, врачам нужна поддержка.
Но не только им. Туристическая отрасль бьет тревогу – многие экономические вопросы надо решать срочно и решать «по уму». А что наши правители? А они говорят, что туристической отрасли «нужно доползти до весны». Читая между строк можно понять: «помогать вам мы не собираемся». Вместе с тем, осторожный оптимизм по поводу airBaltic выражает министр сообщений Линкайтс, говоря, что может быть, придется вливать в авиакомпанию дополнительные деньги.
А, в принципе, все СМИ заполнены следующими событиями: авторские гонорары обложить налогами, отменить режим микропредприятий, а «вишенка на торте» - таможенной пошлиной собираются обложить посылки из Великобритании. А транспортный налог?
Это, в ситуации «ковида», когда придется, скорее всего, вновь вводить режим ЧС, мы слышим сплошное «обложить»! Происходят какие-то мелочные телодвижения, которые не дают сигнала людям, что правительство о них думает и заботится. Создается впечатление, что правительство ищет, что и у кого еще можно урвать.
Нил УШАКОВ: Добавлю от себя. В условиях эпидемии, одна из самых важных задач – не дать развалиться системе образования. Научить детей нормально можно только очно, а нас впереди ждут еще месяцы самых разных ограничений. Я уже не говорю про то, что учителя сейчас стали второй уровню заболеваемости группой после врачей.
В этой ситуации и врачам, и учителям надо каждый день говорить «спасибо» и максимально их поддерживать. Вместо этого Рижская дума начинает сейчас террор анонимщиков. Людей призывают звонить в думу и анонимно жаловаться на нарушения эпидемиологического режима в школе.
На учителей уже можно «стучать» за их нелояльность. Поставил двойку хулигану, пиши потом объяснения на анонимку в нелояльности. А сейчас надо будет еще оправдываться на каждую жалобу по каждому выдуманному чиху? Это называется поддержка от самоуправления?
- В Рижском самоуправлении новая коалиция приступила, наконец, к активной работе? Один из вопросов – строительство велодорожек на улице Чака. Как можно прокомментировать задуманные изменения?
Михаил КАМЕНЕЦКИЙ: Мне хочется сказать так – на сегодняшний момент пришедшие к власти «велосипедисты» достаточно активно пытаются изменить мир, по их мнению, к лучшему сразу. А сразу здесь не должно быть. Здесь надо подумать, разработать концепцию, медленно, планомерно и методично двигаться вперед. Потому что сегодня, если мы сделаем на Чака 2 полосы, по одной в каждую сторону, а все остальное отдадим велосипедам, то под угрозой реальной окажется перемещение жителей Пурвциемса и Плявниеков в центр на общественном транспорте. Это станет большой проблемой.
У меня такое впечатление, что некоторым велосипедистам кажется, что в Пурвциемсе и Плявниеках живут не те рижане, о которых нужно сильно думать. И кроме того, наши велоактивисты, наверное, считают, что автомобильный и общественный транспорт в ближайшем будущем, будет перемешаться как в «Пятом элементе» - по воздуху. А велосипедисты будут спокойно ездить по Чака.
- Возвращаясь к «ковиду» и перспективам. Какова ситуация в Европе и надо ли вводить режим «чрезвычайной ситуации» в Латвии?
Нил УШАКОВ: В конце августа в Бельгии каждый день инфицировались «ковидом» около 200 человек. Через два месяца это число достигло 20 000, прирост – в 100 раз за два месяца. Правительство все лето готовилось ко «второй волне», государство имело в своем распоряжении значительные ресурсы, но оно не справилось.
Сейчас больницы переполнены, людей уже сейчас везут в больницы в соседнюю Германию. Смертность – порядка 130 человек в день. Так далеко все зашло. И, верьте мне, там нет никаких дискуссий о том, нужны ли маски или нет. Их носят все, и со 2 ноября вновь введен карантин – школы, все непродовольственные магазины, все заведения общепита, объекты культуры и спорта – все закрыто.
Эти ограничения, к сожалению, стали неизбежными. И очень больно смотреть на то, как в Латвии теряет время правительство, в каких тяжелых условиях работают наши медики. Дорогие сограждане, будьте внимательны, вирус очень заразен! Верьте медикам и профессионалам. И требуйте от правительства действий, а не балагана!
Андрей Антонов.