"(...) Мир кажется беспомощным как никогда, - говорится в статье. - Российский президент захватил главную роль в сирийской драме и заставил всех остальных драться за второстепенные".
"Месяцами Россия помогает Асаду искоренять ту самую оппозицию, которую пригласили в Женеву на переговоры, - утверждает автор. - Цель Путина - оставить в Сирии две стороны - режим Асада и ИГИЛ (организация запрещена в РФ. - Прим. ред.) и вынудить мир выбирать между ними".
"Если режим Асада победит в битве за Алеппо, многие зарубежные правительства решат, что пора забыть о повстанцах и объединить силы с Россией и Асадом, чтобы победить ИГИЛ, - полагает журналистка. - (...) Это будет соблазнительный вариант, однако он не положит конец ни сирийской войне, ни беженскому кризису. Экстремизм в Сирии - главным образом, последствие жестокости правящего режима. И в руки ИГИЛ попадут многие из обласканных Западом повстанцев".
"Российское вмешательство в войну в Сирии резко сократило возможности США" - утверждает в заголовке The New York Times.
"В течение многих месяцев США настаивали на том, что гражданской войне в Сирии не может быть положен конец военным путем, возможно только политическое соглашение" между президентом Асадом и оппозиционными группировками, пишет автор статьи Дэвид Э. Сэнджер. В среду высокопоставленный американский чиновник допустил, что военное решение возможно, "только не наше решение", а российского президента Путина.
Именно с этим сталкивается госсекретарь Джон Керри, вступая в решающие переговоры о перемирии и создании "гуманитарного коридора". "Керри вступает в переговоры с очень незначительными рычагами влияния: русские перерезали многие пути, которые использовало ЦРУ для не слишком секретных попыток вооружить повстанческие группировки (...). Сторонники Керри в администрации говорят, что его все больше разочаровывает низкий уровень военной активности Америки, которую он считает жизненно необходимой для укрепления своих позиций на переговорах", - отмечает газета.
"Его коллеги в администрации, тем не менее, опасаются, что трехмесячные усилия по началу политического процесса близки к краху. Если они провалятся, это заставит Керри и президента Обаму снова рассмотреть план "Б" - гораздо более масштабные военные усилия, направленные против Асада. Но Обама потратил пять лет, пытаясь избежать именно этого конфликта, особенно когда любые наземные операции будут зависеть от сил, возглавляемых разрозненной группой лидеров оппозиции, которым он не доверяет", - говорится в статье.
"Запад капитулирует перед шахматными ходами Путина" - к такому выводу пришел в заголовке политический обозреватель немецкой газеты Die Welt Рихард Херцингер.
"В Сирии у Путина все идет по плану, - пишет журналист, добавляя, что все происходящее - "вовсе не случайность, а часть стратегического расчета, которому российское руководство с циничным упорством следовало с самого начала. И своими действиями Кремль убивает сразу нескольких зайцев одним выстрелом". Во-первых, он "ставит всех перед свершившимися военными фактами на фоне мирных переговоров по Сирии". Одновременно он "добивается того, что Запад платит за якобы готовность Путина участвовать в серьезных переговорах целым рядом уступок со стороны западных стран, причем без каких-либо ответных уступок со стороны России". Так, Вашингтон и европейцы, как поясняет издание, уже согласились на время оставить у власти Асада и в знак "деэскалации" приостановить поставки вооружения повстанцам.
"Более того, военная ось Москва-Тегеран-Дамаск, создавая новые волны беженцев, способствует дестабилизации неугодных соседних государств, среди которых на первом месте - Турция". Российские самолеты теперь постоянно нарушают турецкое воздушное пространство, но у Турции как участницы НАТО связаны руки: если она вновь собьет российский самолет, она может получить открытую конфронтацию между Москвой и альянсом. Также Путин использует миграционную катастрофу для подрыва Евросоюза.
"Но это самоуничижение Запада не приведет к тому, что глава Кремля вернется на путь мирного сотрудничества. Оно лишь укрепит его в убеждении, что "упадочнический" Запад стоит на глиняных ногах и им можно без особых проблем управлять с помощью комбинации из военной политики шантажа, пропагандистской инфильтрации и притворной готовности к сотрудничеству", - резюмирует автор.
The Guardian публикует свой взгляд на битву за Алеппо. "Происходящее на местах боевых действий не только создает неблагоприятные условия для [дипломатического] прорыва, но и вызывает все более глубокие сомнения в том, что политика США и Запада осмысленна", - утверждает редакция издания.
Издание указывает, что бомбежки Алеппо, которые ведут ВКС РФ, могут привести к тому, что "не останется никакой сирийской оппозиции, чтобы сесть за стол каких бы то ни было переговоров". "Чистый результат четырехмесячного российского военного вмешательства в Сирии теперь может оказаться важным поворотным моментом в войне - но тем, который увеличит, а не уменьшит страдания людей и в конечном итоге подпитает "Исламское государство", - говорится в статье.
Издание указывает, что действия РФ в Сирии сильно ограничили возможности США - в частности, создание защищенной Западом "бесполетной зоны" уже практически невозможно. "Если у сирийского провала Запада есть символ, то это Алеппо. Этот город уже стал пятном на репутации ООН. Теперь он - пятно на послужном списке администрации США, какой бы благонамеренной она ни хотела выглядеть".
"Путин в Сирии: дзюдоист в геополитике" - так называется материал в Le Figaro. "Как опытный дзюдоист, Владимир Путин предпочитает использовать слабости своих соперников, чтобы добиваться своих целей с наименьшими усилиями, - пишет Алексис Феерчак. - Как и на Украине, Владимир Путин показывает себя превосходным тактиком, опирающимся на прочные, но осторожные военные альянсы, чтобы использовать все свое влияние на международных переговорах или лишить их силы, если ему покажется, что он может идти дальше, что сегодня видно на примере женевских переговоров. Тем не менее, Путин-стратег занимает оборонительную, осторожную позицию перед лицом американской политики, которая после 1991 года постоянно ужесточалась в отношении России, что не предвещает ничего хорошего".
Автор подчеркивает, что разворачивающаяся в настоящий момент битва за Алеппо - поворотный момент сирийского конфликта и в то же время яркий пример российской методики вторжения и ведения переговоров.
"Розыгрыш курдской карты позволяет Владимиру Путин создать буферную зону между режимами Башара Асада и Реджепа Эрдогана, а также усугубить шизофреничность позиции западных стран, особенно США, у которых в союзниках такие враждующие между собой стороны, как турки и курды", - пишет издание.
Эта тактическая победа Владимира Путина в Сирии примечательна также тем, что Россия в настоящий момент ослаблена сильным экономическим кризисом, и годы ее бурного экономического роста обречены остаться в прошлом, подчеркивает автор.
Автор рассматривает сирийскую кампанию Путина как "продолжение войны на Украине": по его мнению, Россия занимает оборонительную позицию, связанную с тем, что американцы, несмотря на окончание холодной войны, так и не отказались от своей доктрины "сдерживания" и постоянно расширяли границы НАТО. "Стратегию Владимира Путина в Сирии можно понять, исходя из этого упорного нежелания американцев признать, что Берлинская стена пала. Между тем сегодня есть риск появления новых стен, уже не в Берлине, а в Тбилиси, Киеве или Дамаске. Занимая оборонительную позицию вследствие своих исключительных тактических качеств, Владимир Путин пытается зафиксировать "красные линии" в Сирии, где у России находится единственная военно-морская база за рубежом", - заключает автор.