Недавно она отметила 98-летие. Нина Евстафьевна Игнатьева родилась 18 ноября 1918 года -- в день и год провозглашения независимости Латвии. «Так родители решили», -- смеется почтенная рижанка
Вашему автору не раз приходилось писать о долгожителях. Со многими общаться было непросто: слабо слышат, склероз... Часто в роли переводчиков выступали их близкие. А вот такой бодрой, замечу без громких слов, долгожительницы, как Нина Евстафьевна, видеть не приходилось. Моложавый вид, звонкая речь, отличный слух. А как задорно смеется!
Рассказывают, когда она уже была в преклонном возрасте, молодой человек, позвонивший им домой по телефону, не мог поверить, что разговаривает с весьма почтенной бабушкой -- такой у нее молодой голос.
А когда несколько лет назад родные впервые за долгие десятилетия положили ее в больницу -- на обследование, весь персонал «Бикур-холим» сбежался на нее смотреть. Человека в таком возрасте с такими великолепными анализами они еще не видели!
Конечно, имеет значение наследственность. Мама Нины Евстафьевны прожила до 86, среди долгожителей был и дед. Когда Нине было еще 20, он сказал: «Ты будешь жить долго!» Как в воду глядел.
Родом из Сибири
Родом ровесница латвийской государственности из Сибири. Родители -- омичи, а сама она родилась в Омской области. До войны семья переехала в Суздаль, потом -- в Иваново.
Отец был бухгалтером-ревизором, и по службе его направляли на разные предприятия. Как и многие ровесницы, в школьные годы Нина хорошо каталась на коньках, лыжах, отлично плавала.
Однажды, когда была в летнем лагере, увидев во время тихого часа на середине Волги стоящую баржу, решила доплыть. Сказано -- сделано.
Когда наставники кинулись искать Нину, она уже приплыла назад. С облегчением вздохнули, но оставили без компота...
Листаем семейный альбом. Вот юная Нина -- воздушная акробатка. И не где-нибудь -- в Московском цирке на Цветном бульваре!
-- После окончания семилетки я сбежала из дому, -- вспоминает рассказчица. -- Мы тогда жили в Суздале, и я прочитала в газете объявление о том, что Государственное объединение музыки, эстрады и цирка объявляет набор учащихся. Цирк я очень любила -- и поехала в Москву. Конкурс был 16 человек на место. Меня приняли...
Год училась Нина в столице. Жили с девчонками в общежитии, получали стипендию -- по 50 рублей в месяц. В складчину покупали батон хлеба. Со сладким чаем ели. А какие колесики и кульбитики выделывали! Прямо на матах, где спали.
Возможно, стала бы она известной воздушной акробаткой, но судьба распорядилась иначе: вернувшись летом домой на каникулы, познакомилась с будущим мужем. Цирк пришлось оставить.
-- Это была большая любовь. Он был художник -- Дий Веселовский. Высокий, красивый, сильный. Мне еще не было 18, и нас сразу не расписали, -- отматывает ленту прошлого рассказчица.
Помните фильмы о предвоенном времени? Вот и у них все было так же хорошо: двое детей, половина собственного дома.
Младшенький родился в 1941-м -- 11 июня. А через 11 дней -- война... Дий ушел в московское ополчение. Погиб он через десять дней...
Не вернулись с войны и два брата Нины. Родители так и не узнали, где они погибли: «Пропали без вести». Как и сотни тысяч других ребят, не пришедших с войны.
Рижские будни
Вскоре после Победы Нина переехала в Ригу: сюда направили отца. В Риге второй раз вышла замуж. Росла и семья -- у Нины уже было трое детей: сын от первого брака и две дочери. А первенец умер еще в России.
Квартиру им дали в Задвинье -- на Юрмалас гатве. Там и прожила больше полувека. А уже после независимости, когда дом вернули бывшему хозяину, переехала в другое место.
...Идя на встречу с почтенной рижанкой, думал расспросить ее о Риге тех лет: кинотеатрах, взморье, Межапарке. А у нее времени не было ходить по кино да в Юрмалу ездить. Воспитывала детей.
-- Разница в возрасте дочерей -- десять лет, -- продолжает бабушка Нина. -- Поэтому я двадцать лет не расставалась со школой: одна окончит, вторую нужно в первый класс вести...
Кстати, русских школ в этом районе после войны не было -- поэтому сын пошел в латышскую.
Работала Нина Евстафьевна в общепите и в тресте Гортоп -- он обеспечивал жителей торфяными брикетами и колотыми дровами в металлических обручах.
-- На улице Лайцена я была известным человеком, -- смеется Нина Евстафьевна. -- Почти все жители приходили к нам за топливом: кругом были частные дома...
Но однажды люди не дождались ее. Странно, ведь она прежде никогда не опаздывала на работу.
А было вот что. Днем ранее -- 18 ноября -- они с подругами отмечали ее день рождения. Отмечали на Агенскалнском рынке, где у Нины было много знакомых. Вдруг открывается дверь, а в ней -- фуражка постового.
-- Что отмечаете?
-- День рождения.
-- Ваш паспорт?
-- А я его с собой не ношу.
-- Завтра ко мне в участок. Знаю, что вы на самом деле отмечаете...
Бдительный товарищ решил, что они отмечают день независимости Латвии. А Нина тогда понятия не имела, что ее день рождения совпадает с ним, и только тогда впервые узнала об этом. Дело было вскоре после войны.
-- Приехала я в участок, на улицу Кугю, -- продолжает собеседница. -- Показала паспорт: «Ну, довольны?» Милиционер извинился. А я ему в ответ: «Людям надо доверять. Теперь по вашей милости меня с работы могут уволить. Стольких людей подвела. Многие пришли за дровами, а меня нет...»
Трое детей, четверо внуков
А на Рижское взморье и в Межапарк бабушка Нина стала ездить, только когда появились внуки.
-- У меня сказочная бабушка, -- вступает в разговор ее внучка Эви. -- Она всю жизнь отдала детям, а потом внукам. Всех одевала, обувала. Благодаря бабушке я могла не ходить ни в ясли, ни в детский сад. А как она шьет! За то, что я стала профессиональным портным и у меня дизайнерское образование, тоже ей спасибо!
А о бабушкиных пирогах -- с капустой, с мясом, с картошкой -- внуки, многие из которых разъехались по разным странам, вспоминают до сих пор.
Кстати, на день рождения Нины Евстафьевны -- 18 ноября -- вся большая родня собирается вместе. А те, кто за границей, обязательно звонят, поздравляют.
-- Бабушка всех собирает и объединяет, -- говорит Эви. -- Она у нас сказочная!
Еще бы! У Нины Евстафьевны трое отличных детей и четверо внуков. Младшей 20, старшей -- 46...
Бабушка и сегодня в курсе всех их дел.
-- Каждый год мы обязательно едем с ней тусоваться на взморье -- идем в ресторан, -- говорит Эви. -- А еще три года назад ездили купаться -- бабушка по-прежнему отлично плавает...
Эликсир её молодости
В чем же эликсир ее молодости? Что, например, ест, пьет?
-- С утра чай, потом фрукты -- хурма, грейпфрут -- и только через час овсяная каша. А на ночь тоже ем -- иначе не могу заснуть, -- говорит долгожительница.
Делает она и гимнастику -- минут 10-15. Прямо в кровати. Сама придумала, чтобы мышцы работали. А то двигается сейчас мало, а это, по ее словам, плохо.
Хобби? Любит разгадывать кроссворды. Дети и внуки пачками привозят кроссворды, и она щелкает их как орешки. Есть у нее и «амбарная тетрадь», куда выписывает названия всех мифологических героев, чтобы легче потом было «кроссворды щелкать».
Любит “Смехопанораму”. Смеется так заразительно, что близкие в другой комнате покатываются со смеху. Сериалов не смотрит -- скучно, предпочитает политические передачи. Любимая -- «Право голоса» на ТВЦ. Любимый ведущий -- Роман Бабаян, певец -- Интар Бусулис.
-- Я никогда никому не завидовала, а только радовалась чужим успехам, -- на прощанье говорит Нина Евстафьевна.
Вот оно -- главное. Плюс жизнелюбие и оптимизм, которым молодым нужно поучиться.
Спасибо вам, дорогая Нина Евстафьевна! Спасибо за детей, внуков и за вашу светлую жизнь!
-- Как здорово позвонить бабушке и, как когда-то в детстве, услышать ее звонкий голос, -- говорит внучка. -- Ты сама с ней становишься моложе...
Анатолий АНИКИН