«На все предприятия, у которых в Регистре предприятий истинным выгодополучателем указано лицо, находящееся в санкционном списке, распространяются эти санкции. Теперь остался вопрос, за какое время этот вопрос может быть разрешен юридически. (…) У меня нет точной информации о том, сколько предприятий затронули эти проблемы, но это серьезные игроки Вентспилсского порта, а также отдельные компании в Рижском порту», - в четверг публично сообщил министр сообщения.
Где Лембергс числится бенефициаром
Линкайтс не называл конкретные предприятия, но, согласно базе данных Lursoft, статус истинного выгодополучателя у Лембергса сохраняется в отношении Kālija parks, PMT Balticum, Inter-Rīga, Ventspils tirdzniecības osta и Ventbunkers.
Ни одно из этих предприятий Лембергс в связи со своими статусом обвиняемого не контролирует, более того, предприятиями Kālija parks, Ventspils tirdzniecības osta и Ventbunkers сейчас «управляет» назначенный решениями прокуратуры и суда хранителем арестованного имущества швейцарский адвокат Мерони, для которого, как пишет Pietiek.com, они стали личным источником дохода. Но пока Лембергс считается истинным выгодополучателем этих предприятий, их деятельность под угрозой.
Показатели и без того падали
Все это чревато большими проблемами для «управляемых» предприятий, потому что уже сейчас их показатели внушают опасения.
Как сообщает портал, если в 2016 году занимающийся перегрузкой мазута и дизельного топлива Ventbunkers уплатил государству в виде налогов 2,4 млн евро, а выплаты обязательного страхования сотрудников превысили 1,6 млн евро, то в 2017 году общий объем налогов снизился до 1,8 млн евро, а социальные выплаты – ниже 1,5 млн. В прошлом году, как показывают данные Lursoft, общая сумма налогов была уже меньше 1,5 млн, а социальные выплаты, снижаясь в стабильном темпе, упали до 1,4 млн евро. Вместо некогда перегружаемых 10 млн тонн в год за последние годы Ventbunkers перегружал в год примерно 2 млн тонн.
В Ventspils tirdzniecības osta (VTO) вместо прежних 240 работников сейчас осталось всего пара десятков, что отражается в социальных выплатах – от 100 до 200 тысяч евро в год, а подоходный налог с населения в прошлом году был ниже 100 тысяч евро. Но все это блекнет перед графой статистики «Общие выплаты в бюджет государства»: там итоги уже многие годы измеряются в отрицательных значениях – в 2016 году налоговые платежи VTO составили минус 1,6 млн, в следующем году эта цифра выросла до 1,8 млн ниже нуля, в 2018 году составила минус 1,2 млн.
Проблемы видны и в данных Kālija parks – этот специализированный терминал перегрузки минеральных удобрений, который в свое время считался самым современным на побережье Балтийского моря и давал работу 140 сотрудникам, теперь со штатом в несколько человек перегружает меньше полумиллиона тонн в год, хотя проектируемая мощность доходит до 7,5 млн тонн в год. На уплате налогов это отразилось так: социальные выплаты – около 50 тысяч евро в год, а общий ежегодный вклад Kālija parks в бюджет государства, по видимой статистике Lursoft, отрицателен и составляет примерно минус полмиллиона евро.