Экономика России избавилась от нефтяной зависимости, начала исцеляться от «голландской болезни». Об этом заявил глава Минфина Антон Силуанов.
«Задышали те отрасли, которые в последние годы — годы высоких цен на нефть — находились в застое, так называемые неторгуемые отрасли. Наша экономика избавляется от так называемой голландской ситуации, которой мы болели все последние годы», — сказал министр на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП).
По мнению чиновника, переход через изменение внешних условий был для российской экономики не таким драматичным, как для других стран. «Вы видите, что мы бюджет сдерживали, дефицит не увеличивали. Это позволило создать благоприятный климат в столь непростое время, когда резко сократился внешний спрос», — подчеркнул он.
24 марта стоимость нефти марки Brent опускалась ниже 40 долларов за баррель. По информации на 12:30 мск она подешевела до 39,86 доллара.
Днем ранее вице-премьер Аркадий Дворкович заявил, что экономика России подстроилась под низкие цены на нефть, а падение курса рубля поможет нарастить поставки товаров в Китай и Европу. «Мы надеемся, что котировки останутся примерно на текущем уровне», — сказал Дворкович.
18 марта председатель Банка России Эльвира Набиуллина сообщила, что российская экономика быстро адаптировалась к новой реальности благодаря плавающему курсу рубля. «Ослабление рубля привело к росту конкурентоспособности, что оказывает поддержку таким отраслям, как сельское хозяйство, пищевая, химическая и добывающая промышленность», — подчеркнула глава Центробанка. Она добавила, что плавающий курс смягчает воздействие внешних шоков.
«Голландской болезнью» называют пагубное влияние сырьевой ориентации национальной экономики. Нидерланды наращивали экспорт газа с 1959 года, инвесторы вкладывались в добывающую отрасль. Одновременно деньги уходили из обрабатывающей и наукоемкой промышленности. Чтобы смягчить последствия «голландской болезни», правительство Нидерландов занималось перераспределением нефтегазовых доходов в другие отрасли.