2 марта в рижском Доме конгрессов пройдет моноспектакль Олега Басилашвили «Размышления». За два часа этой встречи перед зрителем предстанет вся русская литература - от Пушкина до наших современников. Прозвучат мысли артиста о прошлом и будущем России, стихи и проза, песни, отрывки из спектаклей... Это будет настоящий бенефис великого актера!
В преддверии гастролей «Суббота» связалась с Олегом Басилашвили, чтобы поговорить о главных романах его жизни - с кино и театром.
- Олег Валерианович! Ваши роли в фильмах «Служебный роман», «Осенний марафон», «Вокзал для двоих» стали классикой советского кино. Как сложился ваш творческий союз с Эльдаром Рязановым?
- Эльдар - большая часть моей жизни. Однажды он увидел меня в театре, подошел после спектакля и спросил: «Не понимаю, почему вы не снимаетесь у меня в картинах?» Я ответил: «Признаться, я тоже этого не понимаю». Тогда Рязанов написал шутливую расписку, в которой дал обязательство снимать меня в каждом своем фильме. И сдержал слово!
От Самохвалова до Воланда
- Это правда, что на съемках «Служебного романа» вы попали в аварию?
- Я должен был управлять «Волгой», а машину тогда не водил. Еду. Все хорошо. Точно вижу створ камеры. Вдруг передо мной возникают две жизнерадостные дурехи, которые попали в кадр. От ужаса нажимаю не на тормоз, а на газ - и врезаюсь прямо в киоск «Союзпечати» и камеру, которая там стояла...
- Роднит ли вас что-то с вашими киноролями? Например, с Бузыкиным из «Осеннего марафона»?
- Бузыкин - типичный сколок советского человека, которому и хочется, и колется. Он теряет себя, потому что всегда идет на компромисс. Все, говорит он себе, больше не подам руки подонку! Но не подать руки - это неприлично. И подает... Такие мелкие шажки приводят человека к полной нивелировке. Когда-то мы все такими были. В стране нужно создавать такие условия, при которых человек может быть самим собой.
- Поэтому в 1990-х вы и пошли в политику?
- Тогда мы, депутаты съезда народных депутатов РСФСР, ввели понятие частной собственности, дали стране возможность двигаться в рыночном поле, приняли конституцию, основанную на декларации прав человека. Я этим горжусь. Теперь модно говорить: «Надо было делать не так». А как? Пришел бы, да и подсказал. Чего ж ты сидел?
- Ваш Воланд из «Мастера и Маргариты», снятого по мистическому роману Булгакова, тоже хотел изменить мир?
- Это роман не мистический, а гениальный, и никакого отношения к мистике он не имеет. Его цель - показать обывателям России, не только Советского Союза, и не только обывателям, но и сидящим во главе страны, что, несмотря на их всеобъемлющую власть, на НКВД, КГБ и прочие организации, есть нечто такое, что глядит на них с усмешкой и иронией. Существуют другие силы, от которых все зависит...
На театральной сцене
- Вы связали всю жизнь с питерским театром БДТ. Помните свой первый успех на этой сцене?
- В спектакле «Еще раз про любовь» я играл Феликса - человека, пребывающего в состоянии растерянности. Свою внутреннюю бесприютность он прикрывал фиглярством, показным остроумием. В ту пору он живо напоминал меня самого. И хотя до этого я уже десять лет играл на сцене БДТ, лишь после этой роли попал в обойму артистов, которые нужны театру.
- Сегодня БДТ тот же, что и 50 лет назад?
- Как МХАТ сегодня не театр Станиславского и Немировича-Данченко, так и БДТ - не театр Товстоногова. Это давно другой театр. А постановки есть замечательные - Пинигина, Чхеидзе...
- Что в современном театре вас радует и что огорчает?
- На фоне творческого распада, затронувшего многие театральные коллективы, БДТ выглядит белой вороной. Сказать, что наш театр находится в кризисе, я не могу. И это радует. А огорчает то, что в целом традиция русского психологического театра предана забвению. Мы все гонимся за западными образцами. Это излишне. Русский театр имеет свои достоинства.
- Что увидит и услышит рижский зритель, который придет 2 февраля на ваш моноспектакль «Размышления»?
- Я прочту свои любимые произведения Александра Пушкина, Сергея Есенина, Владимира Маяковского, Евгения Евтушенко, Иосифа Бродского, Михаила Жванецкого... Зритель увидит отрывки из моих театральных и киноролей, услышит любимые песни. Мы вместе поразмышляем о стихах, жизни, времени, в котором живем...
Жёны, дети, внуки
- Вашей первой женой была Татьяна Доронина, но этот брак был недолгим. Зато со второй женой вы вместе более полувека. Как вы познакомились?
- Моя супруга Галина Мшанская работала на Ленинградской студии телевидения музыкальным редактором. Здесь мы и встретились, полюбили друг друга, поженились. У нас двое прекрасных детей - Ольга и Ксения. Они никогда не пользовались моим именем.
- Кто в доме глава семьи?
- Не знаю. Никогда об этом не думал.
- Что вас сегодня больше всего радует в жизни?
- Мои внуки: Маринике пошел девятый год, а Тимофею исполнилось четыре. Я рад, что они живут в стране, избавившейся от многих запретов...
5 фактов об актёре
1 Олег Басилашвили принадлежит к знатному роду, который владел большим наделом земли на границе Южной Осетии и Грузии. Землю предкам актера подарил грузинский царь.
2 Дед артиста Ношреван Басилашвили был полковником царской армии, возглавлял полицию Тифлиса и арестовывал Иосифа Джугашвили (Сталина). Другой дед (по маминой линии) был известным архитектором.
3 Отец актера был директором Московского политехникума связи. Мама - доктор филологических наук, автор учебников по русскому языку.
4 Роль Ипполита в «Иронии судьбы» первоначально предназначалась Басилашвили. Но по семейным обстоятельствам актер отказался от участия в фильме.
5 Басилашвили приписывали романы с актрисами Людмилой Гурченко, Светланой Немоляевой, Ариадной Шенгелая. Но, по словам артиста, он любил только свою Галю...
Елена СМЕХОВА.