Какие отношения связывали жену одного из самых видных деятелей Российской империи того времени и молодого поэта, как долго они продолжались, правда ли, что жена царского наместника родила от Пушкина дочь? Уже почти две сотни лет ученые пытаются проникнуть в тайны этой страсти. Попробуем и мы восстановить те давние события.
Наказание за дерзость
Со ссылкой в Одессу Пушкину повезло. Вместо благодатного юга он вполне мог оказаться в Сибири или за стенами Соловецкого монастыря. Все к тому шло, но друзья–литератор
После окончания Царскосельского лицея в 1817 году Пушкин поступил в Коллегию иностранных дел. Но служба ему в тягость. Еще лицеистом Александр Сергеевич начал печататься в журналах и точно знал, что его призвание — поэзия.
Он вступил в литературно–теат
У Пушкина эти вольнолюбивые мысли выливались в дерзкие поэтические строки, нам хорошо знакомые:
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут ваши имена,
— предсказал он в 1818 году в стихотворении "К Чаадаеву".
Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок,
— признавался он в оде "Вольность". В стихотворении "Деревня" молодой поэт клеймил "барство дикое, без чувства, без закона".
Крамольные стихи юного поэта распространялись в списках. Последней каплей, переполнившей чашу терпения властей, стали эпиграммы. Острый на язык юноша припечатал могущественного Аракчеева, начальника императорской канцелярии, и замахнулся на самого императора:
Всей России притеснитель,
Губернаторов мучитель
И Совета он учитель,
А царю он — друг и брат…
Весной 1820 года Пушкина вызвали на ковер к военному генерал–губернат
Тамошний губернатор по–доброму отнесся к столичному литератору, который уже прославился как автор поэмы "Руслан и Людмила". Работой не загружал и смотрел сквозь пальцы на поездки Пушкина в Крым и на Кавказ. Заснеженные верхушки гор, ледяные стремительные речки, сочная зелень… Поэт очарован красотой южной природы, которой навеяны его поэмы "Кавказский пленник", "Бахчисарайский фонтан", десятки стихотворений.
На Кавказе Пушкин встречает семью Раевских, с которой был знаком еще с лицейских времен. Два Александра — Пушкин и Раевский — почти ровесники, они подружились.
Скоро их дороги пересекутся в Одессе, в роскошном дворце губернатора Новороссии, и безрассудная страсть Раевского к его супруге, прекрасной Елизавете Ксаверьевне, навсегда поссорит его с Пушкиным.
"Ее любви небесной не достоин"…
В Кишиневе Пушкину скучно, и он хлопочет о переводе в Одессу. В то время это блестящий европейский город с оперой, ресторанами, модными магазинами. В июле 1823 года его просьба удовлетворена. Пушкин счастлив. Он с головой окунается в светскую жизнь Одессы, ходит на балы и маскарады, играет в карты, ухаживает за женщинами.
Губернатор Новороссии Михаил Семенович Воронцов приветливо встретил Пушкина, пригласил "запросто" заходить к нему, пользоваться богатейшей библиотекой. Кто бы мог подумать, что меньше чем через год они станут непримиримыми врагами? И Пушкин под горячую руку напишет хлесткую эпиграмму, которая и останется в истории:
Полу–милорд, полу–купец,
Полу–мудрец, полу–невежда,
Полу–подлец, но есть надежда,
Что будет полным наконец.
Несправедливые слова… Пушкин и сам вскоре пожалел о них.
Губернатор Новороссии Михаил Семенович Воронцов был блестяще образованным человеком, храбрым военным, который прошел через сражения на Кавказе, в Турции, не раз смотрел смерти в лицо. Он выступал против телесных наказаний солдат, создал в армии систему обучения.
Войну 1812 года Воронцов встретил в армии Багратиона. Был ранен в Бородинской битве. Уезжая из Москвы на лечение в свое имение, он отдал подводы раненым, хотя мог бы вывезти на них имущество из городского дома. В поместье он устроил военный госпиталь, который содержал на свои деньги.
В 1814 году Михаил Воронцов с боями брал Париж, затем четыре года командовал российским военным корпусом во Франции. Это он был тем легендарным человеком, который оплатил долги русских военных во французских ресторанах. Сумма набралась астрономическая — полтора миллиона рублей, и Воронцову пришлось продать свое наследное имение.
В качестве губернатора он много сделал для развития Крыма. Михаил Семенович — отец знаменитых крымских вин. Он построил шоссе по южному берегу полуострова, создал Черноморское пароходство, основал порт Ейск.
Что же поссорило блестящего царедворца и молодого поэта? Ищите женщину… 6 сентября 1823 года на балу Пушкин познакомился с женой губернатора Елизаветой Ксаверьевной. И пропал…
Ему — 24 года, Елизавете Воронцовой — 31 год, но она выглядит совсем юной. "Небольшого роста, с чертами несколько крупными и неправильными, княгиня Елизавета Ксаверьевна была одной из привлекательнейш
Елизавета, или Элиза, как ее называли, была младшей из пяти детей польского графа Ксаверия Браницкого и племянницы князя Григория Потемкина, фаворита Екатерины Второй. Она получила прекрасное образование, в том числе и музыкальное. Родители не стремились выдать дочерей замуж. Елизавета жила в отчем доме, в Белой Церкви, до 26 лет — возраст по тем временам солидный.
В 1819 году графиня–мать отправилась с младшей дочерью в путешествие по Европе. В Париже Элизу познакомили с 36–летним генерал–лейтенан
Появившись после свадьбы в Петербурге, Елизавета Воронцова покорила свет своим изяществом и парижскими туалетами. Ее добивался император Николай I, но графиня Воронцова сумела вежливо, но твердо уклониться от его милостей.
Роскошный дом Воронцовых в Одессе стал местом встреч аристократии. В нем звучали стихи, песни, музыка, ставились любительские спектакли. И часто бывал влюбленный Пушкин, который посвящал прелестной хозяйке страстные стихи.
Ненастный день потух; ненастной ночи мгла
По небу стелется одеждою свинцовой;
Как привидение, за рощею сосновой
Луна туманная взошла…
Там, под заветными скалами,
Теперь она сидит печальна и одна…
Одна… Никто пред ней не плачет, не тоскует;
Никто ее колен в забвенье не целует;
Одна… ничьим устам она не предает
Ни плеч, ни влажных уст, ни персей белоснежных.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Никто ее любви небесной не достоин.
Не правда ль: ты одна… ты плачешь… я спокоен;
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Но если . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Поэт захвачен волной творческого вдохновения, стихи свободно текут из–под пера. Он начинает писать знаменитый роман "Евгений Онегин", снискавший ему славу русского Байрона.
Загадочное кольцо
А что же Элиза? Отвечала ли она поэту взаимностью? Пушкинисты, которые изучили, кажется, каждую деталь биографии поэта, расходятся во мнениях. Конечно, да, уверяют одни. А иначе почему она так подолгу беседовала с ним, гуляла по парку и по скалистой тропе над морем. И наконец, почему, прощаясь с Пушкиным, который уезжал в Михайловское, первая дама Новороссии подарила ему драгоценный перстень? Поэт никогда не расставался с ним, называл своим талисманом и воспел в бессмертных строках:
Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан.
…
Когда подымет океан
Вокруг меня валы ревучи,
Когда грозою грянут тучи,
Храни меня, мой талисман.
И еще:
Милый друг! от преступленья,
От сердечных новых ран,
От измены, от забвенья
Сохранит мой талисман!
Не сохранило… Витое золотое кольцо с 8–угольным красновато–желты
До наших дней дошли лишь оттиски пушкинского талисмана и несколько его изображений, одно из которых сделано рукой поэта. Эти реликвии можно увидеть в его мемориальной квартире на Мойке, 12. Надпись на камне расшифровать так и не удалось…
"Демон" Раевский
Некоторые пушкинисты считают, что Воронцова просто симпатизировала молодому поэту и их роман — всего лишь красивый миф. Чувство, которое поэт питал к Воронцовой, "очень целомудренно. Да и серьезно только с его стороны", — уверяла Вера Вяземская, жена друга Пушкина, которая в это время жила в Одессе. Но учтем: она и сама была влюблена в поэта…
Есть и еще одна версия, обидная для поэта: мол, отношения Елизаветы Воронцовой с Пушкиным служили прикрытием для романа с Александром Раевским, ее дальним родственником и первой любовью. Может, Пушкин подозревал нечто подобное, описывая Раевского в стихотворении "Демон"?
Его язвительные речи
Вливали в душу хладный яд,
Неистощимой клеветою
Он провиденье искушал,
Он звал прекрасное мечтою,
Он вдохновенье презирал.
Герой Отечественной войны 1812 года, сын героя, Александр Раевский был безумно влюблен в Элизу. Чтобы быть поближе к ней, он добился перевода в Одессу. Их роман был в самом разгаре, когда в Одессу приехал Пушкин.
Почувствовав в поэте соперника, а, может, просто из вредности, Раевский возбуждает в муже Елизаветы Ксаверьевны ревность, восстанавливает его против Пушкина. По его наущению в мае 1824 года поэта направили в командировку — считать ущерб от нашествия саранчи. Александр Сергеевич воспринял это как оскорбление. "Как я устал зависеть от хорошего или дурного пищеварения того или иного начальника", — в сердцах признается он. И пишет ту самую эпиграмму про милорда и подлеца…
Раевский подливает масла в огонь, уговаривая поэта написать грубое прошение об увольнении. Пушкин не знает, что Воронцов отправил в столицу уже несколько депеш с просьбой как можно скорее избавить его от поэта.
В этой схватке силы явно не равны… Вскоре император повелевает отправить Пушкина в Михайловское. Поэт, нарушив высочайшее распоряжение, остается в Одессе на два лишних дня, чтобы проводить Элизу, уезжавшую в Белую Церковь. Тогда–то она и дарит ему заветный перстень…
Раевский торжествует победу. Но недолго… Его любимая Елизавета явно избегает его.
В октябре 1825 года у нее родилась дочь Софья. Граф Воронцов знал, что это не его ребенок. Перечисляя даты рождения детей в своих записках, он не упоминает об этой девочке. Не Пушкин ли был ее отцом? Известно, что вскоре после рождения Софьи он получил письмо из Одессы, сжег его и задумчиво начертал загадочные слова: "Прощай, дитя любви. Я не скажу тебе причину"…
Девочка, в отличие от других Воронцовых–младш
Он продолжает преследовать жену губернатора. В 1828 году случился громкий скандал. Воронцовы принимали в Одессе императора Николая I с женой и сыном Александром. Елизавета Ксаверьевна ехала на встречу с ними, когда Раевский с хлыстом в руках остановил ее экипаж и злобно выкрикнул: "Заботьтесь хорошенько о наших детях!"
Воронцов вне себя от такого позора и дальше терпеть "этого мерзавца" не собирается. Раевского высылают в Полтаву, к отцу — "за разговоры против правительства". В 1826 году его арестовали по подозрению в причастности к восстанию декабристов, однако вскоре выпустили на свободу. Раевский умело управляет фамильным поместьем и исправно посылает деньги сестре, Марии Волконской, жене декабриста, которая последовала за ним в Сибирь и провела там 30 лет.
Только через десять лет, в 1834 году, Раевскому разрешили поселиться в Москве. Здесь он женился, но несчастья преследуют его — жена умерла при родах. Дочь Александра стала для него единственным светом в окошке. Девушка блистала на балах и удачно вышла замуж. Но вскоре и она, как и ее мать, скончалась при родах. Для пушкинского "Демона" жизнь потеряла смысл. Последние годы Раевский провел за границей и умер в Ницце в возрасте 73 лет. Но все это было потом…
Сожженные письма
В августе 1824 года, пробыв в Одессе 13 месяцев, Пушкин уехал в Михайловское. Он много работает и на полях рукописей все чертит профиль Элизы Воронцовой. Пушкинисты насчитали около 30 ее изображений — больше, чем чьих–либо других.
Но при всем своем пылком темпераменте и невоздержанности на язык Пушкин ни разу не называет свою одесскую любовь по имени. Переписка Воронцовой и Пушкина не сохранилась. Почему? Ответ — в стихотворении "Сожженное письмо", которое Александр Сергеевич написал через год после отъезда из Одессы:
Прощай, письмо любви, прощай! Она велела…
Как долго медлил я, как долго не хотела
Рука предать огню все радости мои!..
Но полно, час настал: гори, письмо любви.
Готов я; ничему душа моя не внемлет.
Уж пламя жадное листы твои приемлет…
Минуту!.. вспыхнули… пылают… легкий дым,
Виясь, теряется с молением моим.
Уж перстня верного утратя впечатленье,
Растопленный сургуч кипит… О провиденье!
Свершилось! Темные свернулися листы;
На легком пепле их заветные черты
Белеют… Грудь моя стеснилась. Пепел милый,
Отрада бедная в судьбе моей унылой,
Останься век со мной на горестной груди…
Домоправитель Воронцовой вспоминает, что однажды престарелая графиня, перебирая вещи, наткнулась на связку писем Пушкина. И бросила их в огонь. Свою тайну они унесли в могилу…
Долгое прощание
Они увидятся еще всего несколько раз… Осенью 1827 года Воронцовы приезжали в Петербург. Есть сведения, что Елизавета Ксаверьевна тайно встречалась с Пушкиным.
В 1830 году, уже помолвленный с Натальей Гончаровой, Александр Сергеевич поэтически прощается со своей одесской любовью:
В последний раз твой образ милый
Дерзаю мысленно ласкать,
Будить мечту сердечной силой
И с негой робкой и унылой
Твою любовь воспоминать.
Бегут, меняясь, наши лета,
Меняя все, меняя нас,
Уж ты для своего поэта
Могильным сумраком одета,
И для тебя твой друг угас.
Летом 1832 года в Петербурге на балу Воронцова встречает Наталью Гончарову, которая уже больше года носила фамилию Пушкина, и говорит ей двусмысленный комплимент: "Несколько лет назад вы показались мне такой тщедушной, такой бледной, такой маленькой. Но вы удивительно выросли". В этих словах звучит ревность: Натали красива и, главное, молода. А Воронцовой уже 40…
В 1833 году Елизавета Ксаверьевна открыто обращается к Пушкину — по делу. Она собирает материалы для благотворительно
Через четыре года Пушкин будет смертельно ранен на дуэли…
* * *
Елизавета Воронцова пережила поэта на 43 года. До старости она выглядела необыкновенно молодо, прекрасно одевалась и продолжала привлекать поклонников. Но, кажется, больше никто не смог завоевать ее сердце. Она посвятила себя благотворительно
Супруги Воронцовы оставили о себе добрую память. Они были с почестями похоронены в Спасо–Преображен
…Каждый день своей долгой жизни Елизавета Воронцова читала произведения Пушкина — будто вела и никак не могла закончить разговор с ним, начатый на берегу моря, в Одессе.