Украшения, извините за тавтологию, прежде всего украшают женщину, потому так и называются. Кроме того, это инвестиция, которая всегда приносит прибыль, поскольку цены на драгоценности со временем растут. И украшения - атрибут власти. Чтобы убедиться в этом, не будем заглядывать в древние времена. Заглянем в прелестную эпоху рококо, где женщины правили бал...
Франция... Версаль... Мадам Помпадур... Интриги, утехи, роковые страсти... В моду входит фольга, которую подкладывали под прозрачные бриллианты, чтобы менять их цвет. Очень модная тенденция при дворе Людовика XV, где дамы украшали себя бриллиантами нещадно (особенно для мужских кошельков). Но иногда денег уже не хватало, чтобы удовлетворить растущий аппетит к драгоценностям. И тогда дамы решались на рискованные авантюры.
Рискованные авантюры
О знаменитых авантюристках прошлого и о самых роскошных ювелирных изделиях - собственности императорских фамилий рассказывает Анатоль Вовк, гость из Санкт-Петербурга, ученик историка моды и знатока стилей Александра Васильева.
- Главная авантюристка XVIII века - это Жанна Ламотт Валуа, - с такой характеристики Анатоль начинает историю о роковых камнях, которые не принесли счастья их владелицам. - Она жила как раз в эпоху рококо, когда женщину почти обожествляли и, естественно, не жалели на нее денег.
Такой счастливицей стала мадам Дюбарри, дама незнатная, но зато прекрасная, за что ее и сделал своей официальной любовницей сам король Франции Людовик XV. Именно для Дюбарри он заказывает у ювелиров одно из самых дорогих украшений в истории ювелирного дела - колье, состоящее из 647 бриллиантов. Размер - от горошины до вишни.
После смерти короля мадам Дюбарри уехала в Англию, и когда пришла Французская революция, которую порой тоже называют великой, она внезапно вспомнит о припрятанных бриллиантах и приедет в Париж, в свой особняк. Тут мадам начнет поиски тайника, не догадываясь, что за ней следит маленький арапчонок - слуги такого рода были данью моде, - который не преминул сообщить о ней в революционный комитет. Мадам тут же арестовали и долго не раздумывая приговорили к гильотине, но в последний момент заменили ее клеймением - лилия на плече. Страшное наказание!..
Но вернемся, с легкой руки господина Вовка, к бриллиантам, про которые нынче говорят, что они лучшие друзья девушек. Но в эпоху рококо и позже они могли стать опасными друзьями...
Итак, чтобы изготовить колье по заказу короля, парижские ювелиры использовали все бриллианты, которые у них были, да еще закупили в других странах - в долг. Мадам Дюбарри ликовала! Но Людовик XV умер, не оплатив колье. И ювелиры пришли к супруге короля Людовика XVI - прелестной и легкомысленной Марии-Антуанетте, не жаловавшей мадам Дюбарри.
Естественно, ей и в голову не могло прийти оплачивать из королевской казны, изрядно опустевшей к тому времени, украшения экс-любовницы. К тому же Мария-Антуанетта сама была изрядная мотовка и любила роскошь как никто другой. В общем, вся Франция узнала о существовании суперколье.
Вот тут на сцене и появляется наша Жанна. Она идет на рискованный шаг - пишет кардиналу Луи де Рогану письмо от имени королевы и предлагает тайную встречу. Такая весточка от королевы повергла его в восторг. Жанна предложила кардиналу в ответ на ее милости выкупить колье. Денег у церкви было тогда много, и кардинал соглашается. Жанна нанимает уличную актрису, и та приходит на свидание к кардиналу, полностью преобразившись в королеву. Кардинал в упоении бросается к ее ногам... и покупает колье за миллион 600 тысяч ливров!
Все было бы ничего, но кардинал, прождав два месяца, явился к королеве “за милостями”. Та в изумлении. К тому же Жанна Ламотт начинает выковыривать бриллианты из ожерелья и продавать их. Ювелиры призадумались: откуда бриллианты? Пошел шепот, перешедший в народное возмущение... Королеве предъявили письма, якобы написанные ею. Назревает скандал, который приводит к гибели королевы на гильотине.
Что касается Жанны, то она опять вернулась в Англию. Побывала в России, где тоже продавала бриллианты. Завершила жизнь, выбросившись из окна в Лондоне. Куда делись бриллианты чистейшей воды, так никто и не узнал.
Императорские сокровища
Хотя Мария-Антуанетта так и не получила колье, сыгравшего в ее жизни столь роковую роль, драгоценностей у нее было множество - успела королева себя потешить...
- Главной наследницей французских ювелирных сокровищ стала жена императора Наполеона III Евгения Монтихо, - продолжает свои истории о роковых камнях Анатоль Вовк. - В ее время вошел в моду жемчуг. Нитки жемчуга были разной длины: от 25 до 120 см. Таков был этикет того времени. Любимые камни императрицы - бриллиант и рубин. Очень модное сочетание во Франции, в то время как в России - жемчуг и бриллиант. За свою жизнь Евгения собрала очень большую коллекцию украшений. Одна из самых знаменитых - брошь, хранится в Лувре, в зале Наполеона III.
Интересная подробность: сегодня бриллианты помещают в открытую оправу, чтобы лучи света могли проникнуть в камень насквозь и он сверкал, а раньше оправа была глухая и камни так не сияли. Помимо бриллиантов у Евгении Монтихо была изумительная коллекция изумрудов родом из Бразилии. На парадном портрете красавицы видны изумруды в королевской короне. Их туда вмонтировали по ее личному указанию.
В 70-е годы XIX века к власти пришли коммунары, и Евгении Монтихо пришлось спешно покинуть Францию, взяв с собой лишь часть своих украшений, остальное оставив в революционной стране. Но изумруды она забрала. Прожила императрица до глубокой старости, передав свои сокровища королеве Испании Евгении. Испанская владелица переделала доставшиеся ей украшения на свой вкус и носила их с удовольствием.
А коммунары распродали бриллианты французской короны - им нужны были деньги. Да и сама Евгения Монтихо многие свои драгоценности распродала - жить-то нужно было на что-то. Что интересно, самая большая жемчужина из коллекции в конце концов досталась ослепительной кинозвезде Лиз Тейлор: подарил ей жемчужину муж Ричард Бартон.
Забавный эпизод: любимый пекинес Лиз захотел попробовать жемчужину на вкус, ему удалось ее стащить и едва не проглотить, но Лиз вовремя заметила странные движения челюстей у собаки и вытащила жемчужину - целую и невредимую - из пасти. После чего отправилась к ювелиру и заказала новую оправу - более массивную. В таком виде колье с жемчугами дошло до наших дней...
Сокровища Романовых
История камней, по версии Вовка, продолжается в России. Самая роскошная жемчужина - пелегрина в 225 гран - находилась именно там, и владелицей ее была княгиня Татьяна Юсупова. Ее купил Карл Ффберже у Евгении Монтихо и привез в Петербург. Досталась она самой богатой семье в России - даже Романовы одалживали у Юсуповых деньги. По легенде, пелегрины было две и принадлежали они Клеопатре. Та, чтобы удивить и покорить Марка Антония, растворила в уксусе драгоценную жемчужину и выпила зелье. Якобы это добавляло красоты...
От Татьяны жемчужина перешла к Зинаиде Юсуповой, матери будущего заговорщика Феликса Юсупова, в чьем доме убили Григория Распутина. Зинаида произвела фурор на приеме у английской королевы Виктории, придя туда в украшениях с жемчугами. Они затмили блеск бриллиантов! Да и сама Зинаида была очень хороша.
Красоту матери унаследовал ее сын Феликс. Его супруга Ирина, племянница Николая II, тоже была хороша собой и тоже любила драгоценности. Бриллиант “Полярная звезда” был достойным ее украшением. Но Феликс Юсупов продал его в 1926 году фирме Cartier. И купила его богатая женщина - леди Лидия Депетинг, владелица нефтяной корпорации.
В целом короне Российской империи принадлежали 728 предметов роскоши. В Алмазном фонде в Кремле сегодня находятся 124. Судьба остальных неизвестна.
Главным обладателям сокровищ была Мария Федоровна - Дагмар Датская, супруга Александра III. Она многое покупала на свои деньги. Она любила крупные камни, особенно бриллианты. Одну из красивых брошей - жемчуг в сочетании с бриллиантами - ей подарил тесть Александр II по приезде в Россию. Она ее сохранила до конца жизни. К слову, в русских семьях было принято дарить девочкам на день именин жемчужину, и к 12 годам она должна была собрать колье из 12 жемчужин на свой первый бал.
- В личной коллекции императрицы Марии Федоровны было 178 украшений, - сообщает интересные подробности Анатоль, - и она все диадемы, броши, браслеты, тиары, пряжки переписала и перерисовала от руки в трех тетрадках, и каждой вещи был присвоен инвентарный номер... Из-за революции Мария Федоровна покинула Россию в 1919 году на британском корабле “Мальборо” и сумела забрать почти всю свою коллекцию в Данию.
Датчане очень любили Марию Дагмар. Она жила с двумя дочерьми в уютной загородной резиденции. Свои украшения любила часто надевать, и, надо сказать, ни у одной европейской королевы такого богатства не было. Когда она умерла, все ее украшения были проданы на аукционах.
Богатые американки нередко щеголяли в царских украшениях. Но хорошо, что они сохранились, а не были разобраны на части. Большевики не напрягались - все что можно продавали. Из России художественные ценности вывозились вагонами. Многие оказались в Америке. В Вашингтоне, в Смитсоновском институте, можно и сегодня полюбоваться царскими украшениями.
А знаменитая тиара дома Романовых (кстати, родственников династии Виндзоров) в форме кокошника украшает ныне английскую королеву Елизавету, как и другие украшения Марии Федоровны. Все в семью!..
Людмила АНИСИМОВА.