-Главное, я билет купила за свои деньги, а мне еще указывают, на каком языке говорить в автобусе, -жительница Риги Алла поделилась с press.lv впечатлениями от недавней поездки в городском общественном транспорте латвийской столицы.
-В выходные еду в гости в Зиепниеккалнс на 40-м автобусе. Народу много. Место передо мной освободилось, я не села – пропустила мальчика лет шести. Большой, но все же ребенок, пусть ему полегче будет хотя бы в детстве, - рассказывает женщина.
-Скоро выходить собралась – обратилась с вопросом к его маме, стоящей перед дверью: «Вы будете выходить?». Молодая женщина, она сразу отодвинулась от двери, но что-то долго шипела себе под нос. Тихо и как будто бы не ко мне, поэтому я не стала реагировать. Но чуть позже слышу (девушка не вынесла переполнявших ее чувств и поделилась уже громче впечатлениями со своим спутником):
«До чего дошли – по-русски обращаются ко мне. В Латвии! В общественном транспорте! Если хотят по-русски – пусть едут в Россию. А то по-русски – в Латвии!»
Парень (судя по всему отец ребенка) утешил свою подругу рассказом о том, что скоро их страдания закончатся. Вот-вот переведут русские школы на латышский, и тогда вся Латвия естественным образом заговорит единственно по-латышски.
-Я опешила, - признается Алла. – Их «дискуссию» на госязыке я хорошо поняла, языком владею неплохо. Молодые совершенно люди, откуда столько яда?
Главное, я ведь не заставляла девушку отвечать мне по-русски, по интонации было понятно, в чем суть вопроса, хоть на каком языке говори, если обращаются к человеку, стоящему у двери. Могла б ответить по-своему, улыбнутся, и все дела. А вместо этого - дикое раздражение. И где логика? Разве я пришла к ней в гости и вынуждаю говорить на чужом языке? Я родилась и выросла в Латвии, налогов заплатила этой стране (судя по разнице в возрасте) в два раза больше, чем она. Я родила и вырастила здесь сына, который тоже работает здесь и платит налоги Латвии. В конце концов, я купила билет в автобус – никто его мне не оплачивал – так какие ко мне могут быть претензии?
Рижанка признается, что не стала бы так сильно возмущаться убогим мышлением парочки, если б сталкивалась с подобным впервые.
-К сожалению, бытовой национализм губит атмосферу в нашей стране, - считает она. И рассказывает о другом, похожем случае, который она наблюдала в другом автобусе.
-Там женщина в схожей ситуации по-русски обратилась к латышке среднего возраста. Та молча и внешне даже доброжелательно уступила ей дорогу, а за спиной стала шипеть своей соседке практически то же: «Ко мне в моем государстве обращаются по-русски! Вы подумайте, мы еще должны это терпеть!»
-Странно, - недоумевает Алла, - что некоторым отчего-то в голову не приходит, что для всех людей нормально говорить на родном языке, а не только для латышей. И как бы русский не старались выдавить из официальной жизни Латвии, по факту он остается здесь равноправным. И только наша всеобщая добрая воля может установить правильный языковой баланс в стране при неформальном общении, а вовсе не законы и языковая полиция.
-Наверное, националы это понимают, потому и шипят – в глаза прямо не высказывают возмущения. Отчего же? – удивляется женщина. -Если вы так возмущены, отстаивайте свою позицию! Но шипят, потому что не правы и знают об этом.
-Мне одного жаль – Латвию, - признается она. - Это моя родина, другой у меня нет. Я даже к Путину и его политике отношусь весьма критично, зачем мне в Россию? Но именно такие вот «патриоты» своей слепой ненавистью ко всему русскому толкают в объятия Кремля десятки тысяч русских Латвии. А заодно выталкивают из страны все свежие и перспективные умы – и русские, и латышские. Ну кто захочет тратить свою жизнь на выслушивание этого бессмысленного нытья?
Именно националистическая зашоренность наших «патриотов», по мнению рижанки, делает жизнь здесь настолько невыносимой, что Латвия скоро опустеет безо всякого иноземного вмешательства. Всем – и латышам и русским – одинаково невыносимо жить в этой затхлой атмосфере недружелюбности. Это главная причина латвийских бед, оттого мы и экономику наладить не можем. И в перспективы в такой ситуации не верится: если латышская молодежь так зомбирована, то и детей своих она воспитает соответственно. Так что, угроза Латвии не за границей – в наших головах…
Елена БОБРИКОВА