— Знаете, мой старший брат — металлург. Он работает на Магнитогорском комбинате. Его задача — выпустить на–гора какое–то определенное количество качественной продукции. У нас тоже есть свой план: мы должны за день произвести определенное количество минут. Но если металл можно потрогать и взвесить, то минуты можно лишь засечь, но только не потрогать. Труд киношников, наверное, можно подсчитать в человеческих эмоциях. Чем их больше, тем сильнее выполняется "план". Правда, чтобы "выплавить" одну хорошую эмоцию, нужно порой немало потрудиться.
Причем эмоции тоже бывают разными. В том числе и низкими. Я выступаю за общий позитивный настрой, который должен остаться у зрителя после просмотра. Не хочу сказать, что я ярый сторонник хеппи–энда, но я за то, чтобы в конце туннеля всегда был луч света. Я не люблю ставить точку. Точка — это какой–то финал, конец. Пусть лучше будет многоточие… Очень надеюсь, что наш фильм выйдет к следующему Дню Победы. Ведь в 2015 году мы будем отмечать ее семидесятилетие. И хотя наш фильм вовсе не ура–патриотический, а скорее антивоенный, думаю, именно такая картина сегодня нужна.
Спилве в роли ж/д вокзала
Отметим, что "7 секретам" удалось заглянуть непосредственно на "кинокухню". Сразу целый ряд сцен "Неопалимой купины" снимался в аэропорту Спилве. Рядом с главным пассажирским зданием установили стандартные вагончики со всеми необходимыми службами — гримерными и пр. Тут же расположился передвижной гардероб. Я прибыл как раз во время обеденного перерыва. Участники съемочной группы выстроились в очередь за теми или иными блюдами. Впрочем, звезды могли заказать себе по контракту особое меню. Тем не менее Клавдия Коршунова обедала вместе со всеми.
Понятное дело, всех людей, попавших в кадр, нужно было переодеть. Ведь в 40–х годах не носили то, что сейчас. Это касается и "послевоенных" мальчишек и девчонок, которые, согласно сюжету, должны были играть во дворе того же общежития среднего командного состава РККА. Интересно, что в роли маленьких артистов выступили ребята из Латвии. В самом деле, не из Москвы же их везти.
Так, 8–летний ученик юрмальской Межмалской средней школы Александр Сальманов сыграл узбекского паренька. Его голову украшала характерная восточная тюбетейка. Паренек довольно быстро освоился на съемочной площадке. Что ж, кто знает, может быть, когда вырастет, он станет уже заправским актером. В Ригу его из Юрмалы привезла мама Наталья, которая работает воспитательницей. Вместе с младшим, 5–летним сынишкой Кириллом она внимательно следила за тем, как играет ее Сашка.
Дублер в парике
Вся историческая техника тоже оказалась местной. Скажем, главная героиня ездит на большом 750–м трофейном немецком мотоцикле Zundapp 1944 года выпуска. Во время войны на таких разъезжали фашисты. А потом все "колеса" остались победителям. Военный мотоцикл российским киношникам предоставил Нормундс Якубовскис, который считается одним из лучших латвийских реставраторов. Свой Zundapp 750 он собрал буквально по кусочкам. Кстати, Нормундс и сам не раз снимался в фильмах. В частности, в сериале "Забытый" ("Облдрамтеатр"), где он выступил в привычной для себя роли водителя мотоцикла.
По легенде, "тачка" главной героини "Неопалимой купины" была в довольно плачевном состоянии. Так что пришлось как следует испачкать, чтобы все было исторически достоверным. Самое интересное, что, как оказалось, Клавдия Коршунова не умеет управлять мотоциклом. Вот почему вместо нее в картине будет гонять реставратор ретротехники Володимир Секо. Он идеально подошел по фигуре. Осталось только переодеть его в женскую форму, а на голову водрузить парик. Разумеется, столь необычного дублера снимали с боку или сзади, а в крупных планах участвовала уже сама актриса.
— Мне очень интересно было сниматься. Завораживает сам процесс. Хотя поначалу я даже не мог себе представить, как все в кино происходит. Кто бы мог подумать, что в съемках задействовано так много людей. А еще на каждую сцену уходит такая уйма времени! Так что, если бы мне предложили переквалифицироваться в актеры, я бы, наверное, отказался. Мне больше нравится моя специальность, — улыбнулся Володимир, автослесарь по своей основной профессии.
"Звездный" бусик
За всю технику в кадре во время рижских съемок отвечал менеджер по игровому транспорту Алексей Попов. В самом деле, машины ведь тоже играют определенные роли. В обычной жизни Алексей руководит мотоциклетной секцией Клуба антикварных машин. Кроме того, он тоже занимается реставрацией.
Возле главного входа в Спилве я заметил весьма колоритный автобусик. В "Неопалимой купине" он выступил в роли милицейского фургончика. В задней части даже сделали специальный отсек для задержанных. Правда, решетки на окнах оказались бутафорскими — деревянными. Зато после съемок их легко можно было убрать. А саму машину — помыть. Ведь в надлежащий "ментовский" цвет ее покрасили гуашью.
По словам Алексея Попова, этот фургончик совершал регулярные автобусные рейсы из Риги в Гулбене. А потом достался реставраторам. Раритетная машина уже не раз засветилась на экране. Первое боевое кинокрещение она получила в фильме о довоенной Латвии "Страшное лето" ("Baiga vasara"), в котором снимались многие известные актеры — Арнис Лицитис, Игорь Чернявский, Яков Рафальсон и пр. Затем в 2011 году бусик пригласили в уже упоминавшийся не раз выше российский сериал "Забытый" ("Облдрамтеатр"), в котором его перекрасили в "санитарку".
— Я как раз играл ее шофера! — весело заметил Володимир Секо.
"Француз" под гуашью
А во время съемок на кольце 5–го рижского трамвая в Ильгюциемсе мое внимание привлек другой автобус — французской марки "Ситроен" 1949 года выпуска. Он выглядел, как конфетка. Пришлось и его состарить с помощью все той легкосмывающейся гуаши. Иначе зритель скажет: "Не верю!" В самом деле, в 40–х этот сверкающий красавец вряд ли выглядел так гламурно. Поэтому его как следует "испачкали"!
Более того, изрядно состарили и сам аэропорт Спилве. Примечательно, что в "Неопалимой купине" он превратился в железнодорожный вокзал. Правда, необходимых паровозов в Риге не оказалось. Вот почему после Латвии съемки продолжились уже в соседней Белоруссии, где декораторы должны были построить точную копию Спилве. Это дешевле, чем везти поезда в Ригу. В целом у нас в Латвии была снята почти половина картины. После Минска и Бреста съемки продолжатся уже в Москве. В любом случае, согласитесь, интересно будет посмотреть на экране, что же в итоге получилось!
Март ДМИТРИЕВ.
11 сентября 2014. №37