Согласно статье 4 закона "О миграции" (далее в тексте — закон), иностранное лицо имеет право находиться на территории Латвийской Республики на основании выданной ему действующей визы или временного/постоянного вида на жительство, выданного Латвийской Республикой, а также на основании вида на жительство постоянного жителя Европейского союза.
Если иностранное лицо находится на территории Латвии на основании выданной ему визы, то расторжение брака не будет являться причиной аннулирования визы.
Иностранец, являющийся супругом гражданина или негражданина Латвии, имеет право просить предоставления вида на жительство. Согласно статье 25 закона, первый временный вид на жительство может быть предоставлен иностранцу — супругу гражданина или негражданина Латвии длительностью в один год, во второй раз вид на жительство может быть предоставлен на четыре года, а в третий раз вид на жительство может быть предоставлен уже бессрочно.
Однако если брак был расторгнут до того, как супруг–иностранец получил постоянный вид на жительство, то временный вид на жительство аннулируется. Исключение — если ребенка, рожденного в таком браке и имеющего статус гражданина или негражданина Латвии, при разводе суд оставляет с родителем–иностранцем. В этом случае родитель–иностранец имеет право на получение постоянного (бессрочного) вида на жительство (часть вторая статьи 25 закона).
Часть третья статьи 26 закона устанавливает, что временный или постоянный вид на жительство выдается с условием, что брак является моногамным, супруги живут вместе и ведут совместное домохозяйство.
Следовательно, если гражданин Узбекистана находится на территории Латвии на основании вида на жительства, которое выдано ему в результате заключения брака между ним и гражданином или негражданином Латвии, то в случае расторжения брака предоставленный вид на жительство вид аннулируется.
Кроме того, обращаемся внимание, что, согласно статье 34 закона, вид на жительство аннулируется, если есть основание считать, что иностранец заключил фиктивный брак для того, чтобы получить вид на жительство на территории Латвийской Республики, или что супруги не соблюдают положения части третьей статьи 26 закона (см.в ыше).
NB Учитывая современное общество, свихнувшееся на почве сексуальной ориентации, может быть, надо сказать "гражданка/негражданка Латвии", чтобы не было двусмысленности (иностранец и гражданин — оба слова мужского рода)? Хотя юридически правильно говорить в отношении женщины "гражданин/негражданин Латвии".