Сначала это было связано с медленными темпами поставок тяжелой бронетехники. Вдруг стало ясно, что не только в России боевая техника десятилетиями ржавеет на складах без необходимого обслуживания. Поэтому сначала эту технику нужно привести в необходимое состояние.
Теперь этот скептицизм подкрепляется утечкой секретных документов из Пентагона. Сами документы теперь скорее двусмысленны, чем ясны. Под руководством Министерства юстиции США было начато чрезвычайно масштабное расследование. Хотя подлинность документов изначально была поставлена под сомнение, вполне вероятно, что это настоящие документы Пентагона. Правда, они подвергаются незначительной корректировке с учетом потерь с обеих сторон.
Эти документы, которые, хотя и не являются пока (неизвестно, сколько всего секретных материалов было утечено) крупным, неизбежным ущербом для Украины, свидетельствуют о том, что в самых высоких коридорах Вашингтона нет уверенности в том, что предстоящее украинское контрнаступление будет особенно успешным. Офис директора национальной разведки США (ODNI) прогнозирует, что "Украина вряд ли сможет отвоевать столько же территории, сколько она отвоевала в ходе наступления прошлой осенью".
Что это означает в более широком контексте? Не столько в военном, сколько в политическом смысле?
Оптимистичный, благоприятный для Украины климат, возникший после малорезультативной зимней кампании России, постепенно рассеивается и сменяется "реалистичным".
Наряду с проукраинской западной коалицией постепенно выкристаллизовывается антиукраинская коалиция, возглавляемая китайским лидером Си Цзиньпином. Тот факт, что Китай как бы не поддерживает напрямую Россию и не хочет ссориться с Западом, ничего не значит. Слово "как бы" должно использоваться везде, потому что Китай с большим отрывом является самым стабильным игроком в мире на данный момент. Ему не угрожают никакие политические бури, никакие трампы, орбаны, выборы или внутренняя оппозиция. Он может спокойно сидеть у реки и ждать, пока мимо проплывет труп его врага. Главный стратегический враг (или, скажем пока мягче, соперник) Китая ясен: это Запад во главе с США.
Запад может быть экономически и в военном отношении сильнее Китая, но он 1) разобщен; 2) не так стабилен, как хотелось бы.
Китай играет на амбициях Макрона
Визит президента Франции Эммануэля Макрона в Пекин вместе с главой Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен показал эту разобщенность во всей красе. Хотя визит якобы был совместным, отношение к двум лидерам было вопиюще асимметричным. Фон дер Ляйен удалось выразить общую европейскую позицию только на одной трехсторонней протокольной встрече, в то время как Си и Макрон провели двусторонние переговоры, причем не только на официальном, но и на неофициальном (без галстуков) уровне в непринужденной беседе за чаем на террасе.
Об амбициях Макрона и его несколько неадекватной самооценке ходят легенды. Си в полной мере воспользовался желанием Макрона казаться больше, чем он есть. На знаменитый вопрос Киссинджера - кому позвонить, если захотите поговорить с Европой - Си ответил амбициозному Макрону в китайском стиле: конечно, вам, кому же еще? Эффект от медовых комплиментов был усилен конкретными соглашениями о сотрудничестве, крупнейшим из которых стала покупка 160 самолетов Airbus и расширение сборочного завода Airbus, уже работающего в Тяньцзине.
Неудивительно, что после такой психологической обработки Макрон заявил, что "Европа не должна следовать за США в вопросе Тайваня" и что "Европа должна уменьшить свою [военную] зависимость от США". В теории оба эти заявления якобы политически нейтральны, а второе даже вроде корректно, но опять это проклятое "якобы". На практике это еще одно подтверждение того, что на Западе каждый игрок преследует свои собственные интересы, а общих интересов не существует, что бы ни говорили политики разных мастей о "ценностях".
Левые и правые объединяются в антиукраинский фронт
В то время как Китай, Россия и другие члены "клуба диктаторов" вместе с членами "антиимпериалистического" клуба относительно едины в своей риторике "No pasaran", "Fuck you, USA", на Западе происходит все более опасное сближение левых и правых сил в единый антиукраинский, фактически пропутинский фронт. Правда, по разным причинам.
Трамписты всего мира (за исключением стран Балтии и Польши) просто не могут не симпатизировать "социально близкому" Путину из солидарности. Для трампистов Зеленский - социально чужой, а Украина - слабейшая, угнетенная сторона в этом противостоянии с Россией, которую, по логике правых, должны защищать левые. Техническая составляющая вопроса - борьба с демократом Байденом - даже не стоит дальнейшего обсуждения.
Но и левые постепенно отворачиваются от Украины. Причина здесь не подсознательной в любви к Трампу и "сильным" личностям типа Путина, а в чем-то другом. Война в Украине нивелирует привычную и удобную повестку дня левых - всю эту битву картонными мечами против трансфобии, наклеивание ярылков на картины известных художников в музеях, лежание на улицах, блокирование туннелей и прочие увлекательные перформансы.
У каждого поколения свои игры. В том числе и политические. Реальная, жестокая война в Украине превращает эти милые забавы из "серьезной политической борьбы" в инфантильный детский каприз - "они сами не знают, чего хотят".
Конечно, идеологи левых этого никогда не признают. Они используют проверенное и испытанное оружие: регулярно публикуют в СМИ истории о коррупции в Украине, причем на первом месте стоит "Нью-Йорк Таймс", самый влиятельный рупор международных левых. Иностранная помощь якобы разворовывается или, в лучшем случае, гниет на обочинах. Параллельно с этим, никуда не делась столь широко раздутая тема украинского "нацизма". Этим нарративом об Украине как о нацистском государстве капают на мозги медленно, тонко и постоянно.
Особенность массового сознания такова, что оно редко основывается на конкретных фактах. Оно основано на архетипических образах. Не случайно Кремль и его полезные идиоты по всему миру годами конструировали этот образ украинских (и латышских) нацистов. Довольно успешно, к сожалению.
Последствия "усталости" могут быть трагическими
Хотя западные лидеры продолжают утверждать, что они предоставят Украине столько помощи, сколько ей нужно, и столько времени, сколько ей нужно, опасения по поводу "усталости от войны" растут. Особенно если долгожданное украинское контрнаступление не будет иметь большого успеха.
Последствия этой "усталости" могут быть гораздо более трагичными, чем может показаться на первый взгляд. Она может привести именно к тому, на что рассчитывает Путин. Все это предвещает трудные времена для цивилизованного мира. Наша единственная надежда - на героизм и силу украинских вооруженных сил. На то, что политический класс США не скатится окончательно в свою обычную повестку дня с ее бесстыдными "войнами" на расовой, трансгендерной и климатической почве, но где "Украине нет места". Но больше всего мы должны надеяться на Божью помощь, потому что без нее, боюсь, сползания к глобальной катастрофе вряд ли удастся избежать.