Трагедия в Санкт-Петербурге (а до этого -- в Лондоне, Берлине, Стамбуле, Иерусалиме, Париже) заставляет снова задуматься, насколько беззащитным оказалось современное общество перед религиозными фанатиками, словно вынырнувшими из тьмы веков. «Политики в Латвии размахивают мифической российской угрозой, тогда как перед нами угроза совершенно реальная -- глобальный терроризм», -- говорит полковник запаса Раймонд Рубловскис, советник по стратегическим вопросам начальника муниципальной полиции Риги, и предлагает свою концепцию национальной безопасности.
Сами себя сделали целью
Послужной список Раймонда Рубловскиса впечатляет. Он прошел через все силовые структуры страны: работал в МВД, возглавлял службу безопасности президента и Сейма, был командиром военной полиции, представлял Латвию в высшем военном командовании НАТО. И защитил диссертацию на тему актуальней некуда: «Институционная структура безопасности Латвии и вызовы до 2020 года».
-- Если судить по высказываниям наших политиков, то первым номером в списке вызовов вашей диссертации должна была стоять «российская угроза»...
-- Это угроза вымышленная, крайне удобная для политической элиты, которая сейчас у власти. Вот этим «Русские идут!» они затыкают любую к себе претензию, любой вопрос. Плохо в сфере здравоохранения, бастуют врачи, нет денег на программы обследования пациентов? А как вы хотите -- у нас российская угроза. Развалена сфера образования, закрываются школы? Что поделаешь -- работаем в атмосфере российской угрозы... И так во всем.
На самом деле у России нет планов на Латвию нападать, ей это не нужно. Но если случится эскалация напряженности между Россией и США -- по поводу, который Латвии не будет касаться вообще, -- именно наша страна первой попадет под раздачу. Мы ведь сами согласились стать форпостом НАТО на границе ЕС и РФ, разместили здесь натовские штабы, пригласили натовские батальоны. В итоге на нас теперь и нацелены российские ракеты.
-- Но почему мы сами себя сделали целью?
-- Тут столько замешано: и наша история, и наша география, и политика. И реваншизм! Ведь кто больше всего раздувает российскую угрозу -- старая эмиграция, которая возвратилась сюда в начале 1990-х. Этих людей по сей день точат былые обиды, у них жажда возмездия за свою непростую биографию. Они заняли по возвращении ключевые политические и экономические посты и внесли свою лепту в разжигание обстановки.
Взять 16 марта -- ну не было у латышей такой памятной даты, это эмигранты привезли в Латвию обычай ее отмечать, чем вызвали в обществе большой раздор. То же самое с российской угрозой -- реваншисты раскручивают ее, хотя нам невыгодно объявлять Россию врагом ни по каким критериям: мы соседи, у нас общее прошлое, много этнически смешанных браков.
-- Тогда что вы считаете реальной угрозой для Латвии?
-- Депопуляция страны, из которой продолжают уезжать люди, бедность и неверие в завтрашний день. Это внутренние угрозы. А внешняя реальная угроза сегодня одна -- мировой терроризм.
-- Но у нас пока, к счастью, тихо. Хотя латвийские военные находятся в Ираке и Афганистане -- а значит, у "ИГИЛ" и «Талибана» могут быть к нам счеты...
-- Терроризм ищет те цели, которые вызовут максимально громкую реакцию. Париж, Лондон, Берлин, Санкт-Петербург -- большинство людей их посещали и содрогнутся: «Это мог быть я!» А Рига... многие спросят, где это, глобального резонанса не получится. Но ситуация все время меняется, и вот уже теракты устраиваются на небольшом курорте -- в Ницце. Приемы террористов становятся изобретательней: еще недавно нужно было исхитриться изготовить взрывное устройство, а теперь достаточно просто угнать грузовик.
Меняться придётся всем
-- Как нам готовиться к отражению террористической угрозы?
-- Нужна принципиально новая концепция национальной безопасности. Сегодняшняя не соответствует реалиям XXI века. Взять армию: в нее вбухиваются огромные деньги, но закупки случайны и показывают отсутствие понимания, что такое современная армия.
Вот купили мы бронетранспортеры -- мало того что бэушные, давно свой ресурс выработавшие, так ведь они предназначены не для боя, а для разведки! И что будем делать при гипотетическом военном конфликте -- разведывать и прятаться?
То же с флотом: военные корабли мы не купили, зато купили противоминные. Это значит: вражеский корабль запускает в нас противокорабельную ракету, а мы начинаем демонстративно шарить в море: «Тут мина случайно не завалялась?»
-- Некоторые патриоты говорят, что наша сила -- в лесах и партизанах...
-- Партизаны были актуальны 70 лет назад. Как ведется война в XXI веке, мы могли видеть на примере Сирии. С дистанции в 1,5 тысячи километров прилетает ракета и точечно поражает нужную цель. Партизаны в шалаше начнут кипятить себе чаек -- будут вычислены через спутник и получат ракету с тепловым наведением прямо в шалаш...
-- Тогда как, по-вашему, должна выглядеть сегодня армия Латвии?
-- Главное -- она должна стать ближе к насущным проблемам народа. Хватит учений с виртуальным противником -- у нас нет проблем с внешней безопасностью. Зато с внутренней безопасностью дела плохи, в полиции катастрофически не хватает людей. Так объедините МВД и министерство обороны в общее министерство национальной безопасности, чтобы одно усиливало другое.
Военная полиция, патрулирующая улицы, -- обычная картина в городах Европы сегодня. Вид военного патруля отрезвляюще действует на криминал и успокаивающе -- на мирную публику, которая хочет чувствовать себя защищенной. И это освобождает силы полиции для других задач.
-- Кстати, военный патруль на дорогах мог бы предотвратить такую трагедию, как недавно в Литве, где банда убила девушку, пользуясь тем, что полиции на том отрезке шоссе нет никогда...
-- Конечно. Поэтому военный бюджет лучше перераспределить в сторону спецназа, сил быстрого реагирования, чтобы они помогали полиции в поимке преступников. Мы еще ни разу не проверяли всю нашу систему безопасности на практике, в отличие от Франции, Израиля, России, где силовые структуры постоянно решают практические задачи по обеспечению безопасности. Но теперь меняться придется всем.
Вот европейская полиция -- она ведь психологически не готова стрелять, поскольку давно превратилась в службу сервиса: старушку перевести через дорогу, штраф за неправильную парковку выписать. А реалии требуют отбросить лояльность, политкорректность -- и ликвидировать того, кто угрожает жизни других людей. На днях во французском аэропорту «Орли» была попытка теракта -- и кто застрелил террориста? Военный патруль.
-- Насколько НАТО соответствует духу сегодняшнего времени? Ощущение, что эта организация тоже психологически застряла в прошлом...
-- Да, проблема роста налицо. Трамп резонно спросил: если Америка объявила врагом мировой терроризм, то почему НАТО не участвует в борьбе против него? У организации для этого есть и силы, и средства. Но руководство НАТО все еще живет устаревшими категориями. Равно как и политическая элита Евросоюза, которая не готова к сегодняшним вызовам, думает: а вдруг само рассосется, и вместо поиска решений валит все на «российскую угрозу».
Тут та же самая ситуация, что с политической элитой в Латвии. Но я уверен: очень скоро все изменится. Нынешние лидеры уйдут на свалку истории, их сменят люди, которые не боятся принимать решения и отвечать за них. Так будет в Европе, так будет у нас, это мировая тенденция, которая уже очевидна...
Оксана ЛЮБИМОВА