При этом больший риск для страны представляет именно реализация НПЭК: хотя до 2027 года в бюджете зарезервировано три четверти необходимой суммы в размере почти 2 млрд евро, после 2027 года для реализации плана необходимы колоссальные средства - 13 млрд евро в течение трех лет, из которых на данный момент в бюджете намечено менее 4 млрд. Где найти остальные 9 млрд - ответа пока нет.
Но даже имея приблизительное представление о государственных финансах, ясно, что найти 9 млрд евро на три года при бюджете в 14-15 млрд евро в год не удастся - это означало бы выделение на достижение климатических целей почти 20% всех бюджетных расходов, а это процесс, экономическая и социальная отдача которого весьма сомнительна.
Утепление зданий и связанное с ним снижение энергопотребления - разумная и необходимая цель, энергетическая независимость тоже важна, но других экономических выгод будет не так много. Поэтому будет очень сложно или практически невозможно убедить общественность в необходимости подобных расходов. Более того, в 2030 году ничего не закончится - до 2050 года для достижения климатических целей необходимо еще 15 млрд евро, из которых на данный момент в бюджете намечено менее 5 млрд.
При этом в период до 2030 года государству нужно справиться с еще одним крупным риском - реализацией проекта Rail Baltica, из-за удорожания которого Латвии, возможно, придется взять на себя дополнительные расходы в 7 млрд евро. Уже было справедливо замечено, что это совершенно неподъемная сумма для госбюджета, но пока еще есть слабая надежда на что, что удастся о чем-то договориться с Европейской комиссией. Однако в реализации НПЭК Латвия может рассчитывать только на себя. Занять такую сумму тоже вряд ли удастся, поэтому в настоящее время складывается впечатление, что над латвийской экономикой нависли два огромных дамокловых меча.