Матвеевская улица официальное название получила в 1885 году. От кладбища, которое появилось в конце улицы в Московском форштадте, - Матвеевское, Матиса. Это было в 1871-м, а рынок открыли в 1902-м. Владелец здешней земли, нескольких домовладений и фабрики Николай Евдокимович МАТВЕЕВ заказал строительство каменных павильонов лучшим архитекторам Риги.
Отдельный отвели для торговли мясом. Были, как принято в старые времена, рыбные ряды. Из трех павильонов до сегодняшнего дня сохранились два. Уцелевшие - старейшие здания улицы. По соседству построили полицейский участок и пожарное депо. Эти здания также среди старейших и до наших дней не сменили профиль...
Александровский рынок на заре рождения.
Среди примечательных жилых домов улицы - тот, что напротив рынка, на углу Матиса и Бривибас. Появился он в 1910 году, а уже в довоенной Латвии стал самым большим в столице по количеству жильцов - 400 человек.
Старинный дом впечатляет размерами: часть выходит на Бривибас, часть на Матиса. Официально тоже прописался по двум адресам – Матиса, 2, и Бривибас, 88. Через проходные дворы можно легко попасть с одной улицы на другую. Жаль только, что вид почтенного здания сегодня не украшает Ригу. Реставрация давно назрела...
А мы продолжаем прогулку в глубь Матиса. На Матиса, 21, ближе к Кришьяня Барона, - самое изящное здание пешеходной артерии: бывший виноторговый магазин и склад «Луис Лундман и К». У его владельцев еще в XIX столетии были магазины и склады в Старом городе, на Рижском взморье, а в 1901-м решили открыть их и по этому адресу. Проект заказали начинающему архитектору Августу ВИТЕ. Но вишенкой на торте стала скульптура мужчины с кувшином для вина на фасаде - виночерпия. (Так в старину называли человека, подававшего вино царю.) Это работа знаменитого Августа ФОЛЬЦА - автора многих рижских шедевров. Скульптура на Матиса - в их числе.
Дом на Матиса, 21, украшает скульптура работы Августа Фольца.
В питейном магазине можно было купить вино, которое сама фирма и выпускала, а в глубину двора тянулись многочисленные склады. В годы Первой мировой хозяева обанкротились, а в 1930-м тут открылась ликеро-водочная фабрика. Старожил города, архитектор Андрейс ХОЛЦМАНИС, рассказывал вашему автору, что ее хозяин был большим ценителем классической музыки. Часто устраивал в помещении фабрики концерты, а по окончании угощал музыкантов своим отменным ликером. Кстати, сам Холцманис был и известным органистом и вплоть до 89 лет продолжал давать концерты в храмах Риги и Латвии...
На углу с Кришьяня Барона когда-то располагался один из самых известных магазинов советской Риги – «Детский мир». Открыли его в 1964-м, и туда приезжали со всех концов Латвии, из других городов и весей. На железнодорожном вокзале от иногородних часто можно было услышать: «Как проехать к «Детскому миру?»
Рига тогда была известна в большой стране и хорошей детской одеждой. А детей привлекали сюда одни из первых в городе эскалаторы, большой выбор конструкторов, которые собирали потом дома, – авиамодели, кораблики… Перед Новым годом витрину магазина украшали фигурки с героями сказок. Посмотреть на волшебство приходили взрослые и дети...
Матиса интересна и архитектурой в стиле модерн. Шикарные дома с витиеватыми орнаментами тянутся от Чака в сторону парка Зиедонис. А дальше - к Авоту и Валмиерас - деревянные рабочие кварталы. Неподалеку находился самый известный завод дореволюционной Риги – «Руссо–Балт». В 1950 году улицу переименовали в Револуцияс. И, как отмечают некоторые латышские историки, у советской власти на то были основания: во время революции 1905 года здесь не раз происходили выступления рабочего класса. Не стихли они и в довоенной Латвии.
На этой же улице жил известный латышский писатель, член Коммунистической партии Латвии Леон ПАЭГЛЕ. Депутат Сейма начала 1920-х, он не раз оказывался за свои убеждения за решеткой. За несколько месяцев до смерти тяжелобольного писателя выпустили из тюрьмы. Он умер в 1926 году - от туберкулеза. Смерть известного общественного деятеля вызвала массовые демонстрации в городе.
А сегодня о Леоне Паэгле в Риге ничто не напоминает. Переименована улица – теперь она Антонияс, снята мемориальная доска на Матиса - на доме, где он жил. Ее сменила другая – «национальным партизанам". Символично, не правда ли?
Венчают улицу два необычных памятника индустриальной архитектуры – бывшие газгольдеры. Построили их в начале ХХ века для хранения газа. Рядом находился газовый завод, который обеспечивал газовое освещение городских улиц. Завод закрылся в 1962-м, когда газ в Ригу пошел по трубам – из большой страны.
А старинные газгольдеры уже в наше время реконструировали. И сделали это отлично. Сейчас там спортзалы, офисы. По рассказам архитектора Холцманиса, в начале 1990-х была идея создать в одном из газгольдеров концертный зал и даже цирк. Но показалась она тогда слишком новаторской. Хотя ничего необычного. В Вене, к примеру, четыре старинных газгольдера перестроили в элитное жилье...
А какова судьба человека, построившего на улице первый значимый объект – рынок?
Николай Евдокимович Матвеев умер в 1937 году, в почтенном и для нашего времени возрасте – 85 лет. Похоронен он на Покровском кладбище в Риге. Там же покоятся многие его близкие. Купец завещал рынок городу и наказал, чтобы он всегда оставался местом торговли.
Еще до войны Александровский рынок (так он назывался с момента основания – от улицы Александровской, теперь Бривибас) переименовали в Видземский, а Матвеевским назвали небольшую часть, где продавали дрова. После того как дровяной рынок приказал долго жить, название это из официальной топонимики и вовсе исчезло.
Но многие рижане, знающие прошлое, по-прежнему называют его Матвеевским, Матвейчиком. Лучшая память о русском купце, построившем для Риги первый рынок с кирпичными павильонами...
Илья ДИМЕНШТЕЙН.
Так старинный газгольдер выглядит в наши дни.