Переход армии на профессиональный принцип произойдет не скоро, добавил Путин, поскольку требуются деньги. Комментаторы услужливо заговорили о десяти годах, которые надо потратить на эту судьбоносную реформу.
Так вот, товарищи. Не знаю, будет ли оттепель, анонсированная переводом Майкла Калви под домашний арест, а Кирилла Серебренникова – на подписку о невыезде, но совершенно точно могу вам сказать, что отказа от призыва в России не будет – по крайней мере в обозримом будущем.
Призыв в армию, как все вы давно догадались (уж точно те, кто служил), – это вовсе не оборонное мероприятие, и безопасность наших границ, равно как и техническая оснащенность войск, тут ни при чем.
Это такая школа зависимости и бесправия, неизбежный опыт подчинения абсурдным приказам любого старшего, опыт дедовщины, когда она есть, и уставщины, если посильно побеждена дедовщина. Это доказательство абсолютного приоритета государства над личностью решительно во всех вопросах. Это привыкание к мысли о том, что вы в вечном неоплатном долгу (и если думаете оплатить его службой в войсках, то фигу. Вы родились здесь и потому навсегда обязаны).
Пребывание в долгу – основа здешнего мировоззрения. Солдат всегда виноват и всегда крайний, он обязан жертвовать, дорожить жизнью для него – предательство.
Армию не зря называют школой жизни: тот, кто надеется пройти эту школу экстерном или заочно, никогда не станет полноправным гражданином.
Без этого вечного сознания, что вы всегда крайний и должны умереть по первому требованию, из вас никогда не получится идеальный гражданин этого государства, и потому, принимая присягу, вы присягаете не только Родине, но именно этому типу власти. Именно этому коллективному сознанию. Так было при всех властях и во все века, и самым почетным долгом был именно воинский – а гражданским всегда можно пренебречь, и вообще слово «гражданский» в устах истинного служаки всегда презрительно.
Так что на очередную морковь, подвешенную к носу осла, надо реагировать соответственно: не при нашей жизни. И если честно, не на этой земле.
Дмитрий БЫКОВ, "Собеседник".