«Когда я был на спортивных играх в Австралии, там мы наблюдали следующее. В определённое время там нельзя использовать государственную или муниципальную воду для полива сада, огорода и так далее. И когда что-то такое происходило, сосед моментально об этом сообщал полиции. Я спросил: почему так. "Ну а как? Ведь — указано же, что поливать можно с такого время по такое, и всё!". У нас такого нет. У нас совершенно другое отношение к праву, законам, правоохранительным структурам. И юрмальский инцидент это однозначно иллюстрирует», — сказал криминолог Андрейс Вилкс.
По его мнению, отчасти проблема в системе образования: в учебных заведениях маловато заботятся о том, чтобы выработать правильное отношение к праву, законам, к правоохранительным структурам, и знание, как они все работают. Изменить отношение можно, но это не будет быстрым.
«Наверное, должны пройти десятилетия, чтобы у нас был такой уровень правосознания, как в Канаде, Австралии и других развитых странах», — предположил А. Вилкс.
Присяжный адвокат Дмитрий Скачков считает, что в целом латвийцы скорее согласны подчиняться правилам, и в качестве иллюстрации привел поведение людей в Рижском аэропорту: по его словам, он ни разу не видел, чтобы у нас кто-то курил на летном поле в ожидании посадки, хотя в некоторых странах Восточной Европы это случается.
Но при этом, по его мнению, у латвийцев нет достаточного уважения к закону и его не воспринимают как ценность.
«Не важно, что у них там в законе написано, считают многие люди, высшая справедливость — вот что важно. Но эта высшая справедливость зачастую очень субъективна. Поэтому многие недовольны тем, что решают по некоторым делам суды. У них своё мнение, их справедливость выше, их справедливость эмоционально обусловлена, а думать рационально они не хотят. Вот отсюда тоже возникает правовой нигилизм», — считает гость передачи.
Отчасти «импорту» правового нигилизма способствует международная обстановка — в частности, беспорядки в США после убийства Джоджа Флойда и развернувшиеся в этом году погромы во Франции, где, по его словам, полицию «массово не уважают и массово с ней не считаются». Это общемировая тенденция, которая захватывает и нашу страну, заявил Дмитрий Скачков.
«Я согласен с Дмитрием, что происходящее в других государствах отражается на Латвии — это однозначно», — поддержал коллегу присяжный адвокат Марцис Круминьш.
Но, добавил он, дело не только в том, что происходит во внешнем мире, но и в том, что мы видим в латвийской повседневности.
«Что касается соблюдения закона, то все говорят — и правильно говорят! — "начинаем сами с себя". А если начинаем сами с себя, то я хочу видеть, что те же полицейские, когда передвигаются на транспорте, будучи не при исполнении, соблюдают скоростные ограничения. Но когда ты видишь, что ты едешь на 56 км/ч, а тебя обгоняет машина с полицейской эмблемой на 60-65 км/ч, возникает вопрос: а почему они имеют право? Они же такие же люди, такие же участники дорожного движения, как и я. Если им разрешено, почему мне не разрешено? Люди это видят. И это касается не только полиции. А пока госструктуры не будут смотреть на сами на себя, вряд ли общество скажет "ты делаешь, а я не буду"», — предположил М. Круминьш.
Участники передачи также сошлись на том, что в Латвии не хватает четкой политики в сфере уголовного права и наказаний, а есть нежелательные частые хаотические изменения.