Принимает Литва
В учении НАТО Saber Strike 2015, которое проходит 1 – 26 июня в трех странах Балтии и Польше задействовано около 6 тысяч военнослужащих, танки Abrams, бомбардировщики B-52, штурмовые самолеты A-10 из 13 стран-членов НАТО и стран-партнеров альянса. Объединенные маневры сухопутных и воздушных сил должны улучшить координацию в военных операциях. ы, в 2015 году штабные учения на уровне бригад состоятся в центре боевой подготовки под Вильнюсом, с участием пяти стран НАТО: Дании, Эстонии, Латвии, Литвы и США. Учениями на картах активность не ограничивается. Батальонные маневры и стрельбы пройдут одновременно на полигонах Литвы, Латвии и Польши. Подобная милитаризация небольших и небогатых государств может вызвать не только удивление. Будем откровенны, безопасность стран Балтии в большей степени зависит от добрососедских отношений с Россией. Впрочем, всем европейским государствам бессмысленно меряться с Россией боевыми потенциалами или правами. Все равно Россия окажется равноправнее в зоне своих национальных интересов. Всякое напоминание о нашем ядерном оружии Запад считает дурным тоном. И все же, в случае применения Россией тактических ядерных боеприпасов силы быстрого реагирования НАТО в Европе окажутся бессильны.Больше, чем маневры
Учения НАТО идут летом одно за другим. Вместе с Литвой иностранных гостей в камуфляже радушно принимает Эстония, где 2 – 3 июня состоялись учения военно-воздушных сил альянса BRTE XX с участием британских и итальянских истребителей Eurofighter Typhoon, финских F-18, немецких Panavia Tornado. Тематика маневров – удары с воздуха по наземным объектам условного противника на центральном полигоне сил обороны Эстонии – менее чем в 200 км от российской границы и в 350 км от Санкт-Петербурга.На севере Европы, в Норвегии, Швеции и Финляндии 25 мая – 5 июня проходят масштабные учения истребительной авиации Arctic Challenge Exercise 2015 с участием 4 тыс. военнослужащих и более 100 боевых самолетов из стран Европы и США. Разумеется, авиация готовится не к праздничному шоу. Тогда к чему? Участников становится все больше. 5 – 20 июня в Балтийском море и на территории Польши состоятся учения Baltops с участием около 6 тыс. военнослужащих из 17 стран и еще несколько маневров НАТО с участием около 15 тысяч военнослужащих из 22 стран. Учения Noble Jump ("Благородный прыжок") пройдут 10 – 21 июня, и станут первыми для сил быстрого реагирования НАТО (аэромобильные части из Чехии и Нидерландов, механизированная пехота из Германии и Норвегии, танкисты из Польши, артиллеристы из Бельгии).Целью организованных США международных учений в Европе заявлено совершенствование сотрудничества союзников в проведении военных операций. Однако серия в целом и планы альянса учредить шесть командных центров для быстрого развертывания сил реагирования (в Польше, Румынии, Болгарии и странах Балтии) позволяют сложить пазлы отдельных замыслов в общий сценарий подготовки к широкомасштабной войне. Сценарий тем более реалистичный, что продолжается продвижение НАТО на Восток и провокационная антироссийская истерия.
За два года активность войск альянса у границ России значительно возросла, в условном противнике натовских интернационалистов легко угадываются российские войска. На этом фоне 19 мая генсек НАТО Йенс Столтенберг выразил обеспокоенность по поводу участившихся внезапных военных учений в России.Волнует ли кого-то возможная негативная реакция России? На этот счет премьер-министр Швеции Стефан Левен недавно высказался так: "Минобороны всегда располагает планом действий и вероятными решениями на случай российской провокации в воздухе. Все зависит от ситуации. Это маневры, и мы исходим из того, что наша оборона обладает готовностью и планом действий на случай возможной российской агрессии". Вовлеченность в маневры все большего количества государств (и войск) говорит скорее о панике, чем о стратегии европейской безопасности. Попытки за счет большего, чем раньше, количества стран-участников и количества учений резко изменить качество сил альянса выглядят неубедительно. Сложные (интернациональные и многовидовые) системы требуют многолетней отладки и обкатки, и все-таки остаются ненадежными. Чем больше стран в коалиции, тем вероятнее элементы бюрократического торможения, путаницы понятий, организационных сбоев. Да и языковой барьер никто не отменял.