- KNAB решил приостановить на один год финансирование из государственного бюджета в размере 646 303 евро политической партии «За человеческую Латвию». Что же происходит?
- Есть две вещи, которые кажутся непонятными не только мне, но и, думаю, значительной части общества. Представитель другой партии, в настоящее время работающей в коалиции, однажды во время скандала публично заявил, что получает деньги от другого лидера той же партии и легализует их, перечисляя в казну партии. Прошел как минимум год, а реакции правоохранительных органов до сих пор нет, партию не лишили финансирования и партию не ликвидируют. Чудесно и интересно, что один из членов правления партии признает факт финансирования нелегальной партии, но финансирование этого объединения партий "За развитие/За!" (“Attīstībai/Par!”) - продолжает получать.
Второй аспект, который мне кажется значимым и где можно провести параллели, — это так называемое дело Гринберга, которое слушалось в начале 2000-х. В то время министром экономики был знаменитый Кришьянис Кариньш.
Тогда он выступил против мэра Вентспилса Айварса Лембергса. В конце концов, в 2008 году после долгого судебного разбирательства Айварса Лембергса оправдали.
Теперь Кришьянис Кариньш («Новое единство») выступает не против одного человека или одного самоуправления, а против целой политической партии.
Властям не нравится наша активная работа, особенно то, что делает депутат Сейма Марис Можвилло («За человеческую Латвию» - PCL), который говорит именно то, что думает – например, о свободе вакцинации, чтобы людям давали свободный выбор - делать или не делать прививку. Он не поддерживает идеологию ЛГБТ на выборах в Сейм, а по многим другим вопросам высказывает мнение, которое идет "против шерсти" правящей власти.
Ясно, что действие KNAB против PCL является политически мотивированным приказом, как и в деле Гринберга.
- Является ли PCL настоящим законным наследником KPV.LV?
- Определенно да. История KPV.LV закончилась, название изменено, но юридическое лицо осталось прежним. Финансирование выделялось партии - членам партии, а не отдельным партийным руководителям, предавшим партию.
- В чем причина прекращения финансирования партии PCL?
- KNAB считает, что выделенные средства были использованы незаконно. Однако такое утверждение не подкреплено доказательствами и фактами. Ситуацию можно сравнить с таким казузом.
Фермер Марис берет в наем Юргиса и Криста, чтобы распилить часть леса за 500 евро. Юргис выполняет работу и получает деньги от фермера, но тут приходит KNAB и просит Юргиса показать ему документы на бензопилу. Юргис говорит, что арендовал ее у соседа и заплатил 50 евро, что он не знает, где находится договор — может быть, дома, может быть, потерял или вообще забыл написать. Тогда KNAB объявляет всю сделку незаконной, так как отсутствуют документы на использование пилы, и приказывает перечислить все полученные Юргисом деньги в госбюджет. хотя Юргис срубил лес по рыночной цене и у фермера Мариса претензий нет. Абсурд? Но это логика KNAB.
В ходе проверки KNAB установил нарушения правил ведения бухгалтерского учета третьих лиц, совершивших финансовое правонарушение.
- Как вы оцениваете предложение министра юстиции Яниса Борданса о том, чтобы тех, кто распространяет ложную информацию, приговорили к паре лет тюрьмы?
- Группа людей, пришедших к власти разными путями, ищет способы расправиться со своими политическими и бизнес-конкурентами. Это самое прямое указание на признаки авторитаризма и государственного воровства в нашей стране. Эта группа взяла на себя власть в правоохранительных органах, прокуратуре и судах, хотя на практике они не имеют такого мандата и не преследуют цели обеспечения верховенства закона. У нас в стране становится все меньше и меньше демократии, а то, что продвигают и пытаются достичь JKP и другие правящие партии, — это авторитаризм.
- Президент Эгил Левитс выступил с инициативой изменить закон, чтобы в будущем партии, чьи фракции в Сейме распались, остались без государственного финансирования. Что вы об этом думаете?
- Когда речь идет о человеке в шляпе, который может ее не снять даже во время исполнения национального гимна, то такие идеи высказывались и раньше... Мы громко выступали против этого и писали как в Канцелярию Президента, так и публично. Вероятно, это была еще одна причина, по которой мы были единственными, кого быстро лишили финансирования.
Суть в том, что уничтожается партия, от которой и не пахнет ни денежными мешками, ни влиятельными донорами. Нынешняя политическая элита требует от партии выплаты фиктивного штрафа в размере почти 100 тысяч евро, хотя прекрасно понимает, что таких денег у ее нынешних членов нет и не будет, поскольку никакой связи с контрабандой сигарет или воротилами игорного бизнеса здесь нет.