Такая демографическая ситуация долгое время оставалась большим парадоксом для исследователей.Недавно антропологи из Великобритании и Канады решили впервые на конкретном примере проверить, как в эпоху неолита могли соседствовать постоянно растущая смертность и рождаемость. В течение долгого времени ученые наблюдали, опрашивали и брали анализы у представителей племен группы аэта, коренных жителей Филиппин. Детально изучив все полученные данные, антропологи пришли к выводу: с переходом к оседлому образу жизни женщины стали значительно больше рожать, за счет чего повышалась их производительная способность. Исследование было опубликовано в последнем номере журнала Proceedings of the National Academy of Sciences.
Выбор на аэта пал неслучайно: вплоть до XIX века коренные филиппинцы сохраняли первобытный строй, занимаясь собирательством и охотой. В настоящее время большая часть племен группы аэта ведет оседлый образ жизни с развитым подсечно-огневым земледелием (примитивной древней системой земледелия лесной зоны, основанной на выжигании леса и посадке на этом месте культурных растений). При этом сохраняются общины, постоянно меняющие место поселения. Таким образом, ученые могли сравнивать уровни рождаемости и смертности у кочевников и земледельцев. Антропологи исследовали 345 представителей различных племен группы аэта, среди которых было 140 взрослых (из них приблизительно одинаковое количество мужчин и женщин) и 205 детей в возрасте до 16 лет (преимущественно мальчиков).
Оказалось, что собирательство эффективнее сохраняет здоровье, так как представители кочевого племени намного меньше времени проводят вместе, чем их оседлые земляки.
К достаточно высокому числу смертей от инфекционных заболеваний в оседлых племенах добавляется большое количество детских смертей. Ученые выяснили, что около 19% всех рожденных детей умирают в младенчестве, примерно 13,9% не доживают до пяти лет, а 6% погибают в возрасте от пяти до пятнадцати лет. По сравнению с этим, в кочевых племенах охотников и собирателей детская смертность ниже в среднем на 28–29%.
Тогда почему же человечество, давно миновавшее этап неолитической революции, до сих пор не вымерло при столь высоком уровне распространения инфекций и смертей в детском возрасте? Выяснилось, что способность к рождению детей у женщин, перешедших к оседлому образу жизни, намного выше, чем у тех, которые меняли место поселения хотя бы один раз. По данным, полученным исследователями, 117 опрошенных женщин аэта в среднем рожали более пяти детей. Ученые сообщают, что в племенах земледельцев нередко можно встретить семьи с 13 детьми. В среднем у представительниц оседлых племен потомства на 20,5% больше. Исследователи предположили, что это связано с большей возможностью накопления сил при оседлом образе жизни.
У представительниц кочевых племен фертильность ниже, так как постоянные перемещения скорее изнашивают женский организм, усугубляя процесс ожидания ребенка.
Осознав парадокс высокой смертности и такой же рождаемости в оседлых племенах, канадские и британские ученые пришли к новому выводу: неолитическая революция, которая повлекла распространение инфекционных заболеваний, подорвала человеческое здоровье, но укрепила физическое состояние.