"Пора!": в Беларуси вышла монета со знаменитым призывом к антимосковскому восстанию", — констатировала газета "Наша Нива". Напомним, о каком событии идёт речь.
"Могилёвские мещане учинили тайный заговор с целью уничтожить всё московское войско, находившееся в Могилёве. Восстание они назначили на первое число февраля 1661 года, — рассказывается в "Хронике игумена Ореста", написанной очевидцем событий. — В этот день (по секретному повелению магистрата) ночью тайно могилёвские жители повынимали кремни из ружей московских солдат, у них расквартированных, поутру же 1 февраля магистратские чиновники и почётные граждане, собравшись в ратуше со скрытым под одеждою оружием, ожидали определённого времени в готовности к началу восстания.
Бурмистр Леонович с палаческим мечом, выбежав из ратуши, перекрестившись, крикнул: "Пора! Пора!" Зазвонил вечевой ратушный колокол Бурмистр Леонович, с товарищами, первый начал перед ратушей на рынке большим палаческим мечом рубить московских солдат, а мещане, услышав колокольный тревожный звон, по всему городу, по всем домам и улицам, неожиданно напав, били, кололи, резали бердышами, топорами, молотками и чем кто мог, истребляя московских солдат без всякой пощады".
Бурмистр Леванович с другими членами магистрата сам лично повез в Варшаву плененных московитов, среди которых были два воеводы Семён Савич Горчаков и Матвей Андреевич Полиевктов. Они были представлены на специально созванном по этому случаю сейме в Варшаве, на котором присутствовал сам король Речи Посполитой Ян Казимир.
В благодарность за освобождение города король подарил ему привелей, который уравнивал Могилев со столицей ВКЛ Вильно, а также новый герб, используемый по сей день. Многие участники восстания получили шляхетство. Оно же было даровано и бурмистру Левановичу и его потомкам, как и новая фамилия Пора-Леванович, чтобы все помнили о его подвиге и храбрости. Приставка разумеется взялась от его клича «Пора! Пора!», который и послужил сигналом для восстания.