Уже несколько месяцев в Даугавпилсских детских садах проходят активные языковые проверки. По их результатам Центр госязыка пришёл к выводу, что знания латышского 24 воспитателей недостаточны, чтобы выполнять профессионально-служебные обязанности.
Ещё один проверенный педагог сменил должность и теперь выполняет обязанности няни — для этой профессии нужен более низкий уровень знания госязыка. Пять учителей усовершенствовали знания и повторно сдали экзамен в Центре государственного языка на уровень B2, в то время как педагогам нужен уровень C1. Еще три воспитателя учат латышский язык.
В центре Государственного языка рассказали, что проверки в образовательных заведениях — не новинка. Они проводились всегда, как в школах и детсадах, так и в других отраслях.
«Каждое должностное лицо Центра государственного языка свою проверку согласовывает с руководителем конкретного учебного заведения и договариваются о наиболее удобном времени и способе, как провести проверку. (…) И каких педагогов в конкретный день проверят. Обо всём этом решает сам руководитель», — пояснила представитель Центра государственного языка Мадара Реке.
Ранее, если уровень знания латышского языка педагога не соответствовал необходимому уровню, ему давалось три месяца, чтобы пересдать экзамен на категорию C1. При этом он мог продолжать работать. Но 25 октября в силу вступили поправки к Закону об образовании.
Теперь после проваленной проверки продолжать работать педагогам нельзя — директор должен сразу отстранить работника. Чтобы вернуться к работе, в течение трёх месяцев нужно улучшить знания и сдать экзамен в Государственной службе качества образования.
При этом и в Государственной службе качества образования и в Центре государственного языка говорят, что проверить на знание латышского могут любого педагога — даже того, кто получал образование на латышском, а значит, автоматически имеет высшую категорию владения латышским языком.
В Центре государственного языка также рассказали, что в сентябре и октябре проверили около 300 педагогов по всей Латвии. Почти каждый шестой — всего 52 человека — проверку не прошли.