"В попытках заняться самоанализом спросил себя – почему у меня сложилось столь подспудно негативное отношение к Украине в последнее время? Надо ведь быть честным перед собой и признать: при всей политкорректности Украина – причем именно послемайданная – мне не нравится. Более того, в ее восприятии сквозит обида, как бывает в отношении к человеку, который вдруг обманул, что называется, в лучших чувствах, - пишет на своей странице в ЖЖ российский социолог и политолог Алексей Рощин.
Вот эта живая обида как-то наталкивает на мысль, что проблема тут скорее у меня, а не у Украины. Весь российский народ, мучимый непреходящим инфантилизмом (граничащим уже с легким слабоумием), смертельно обиделся на знаменитую фразу Андрея Аршавина «Ваши ожидания – ваши проблемы!» - в то время как Аршавин был дьявольски прав. Действительно, ожидания – всегда проблемы того, кто эти ожидания питал, и признак психологического здоровья – отдавать себе в этом отчет; чтобы не разочаровываться, не нужно зря очаровываться.
Так что ж я могу «предъявить» Украине?
Ну уж точно не те претензии, которыми полон Рунет. Майдан?! «Как они смели свергнуть свое законное правительство», «они нарушили процедуру импичмента» и прочий казуистический бред. Это, конечно, полная лажа. Майдан я всегда поддерживал (см. мой ЖЖ за соответствующий период), в «свержении законного правительства» не вижу ничего ужасного, да и вообще ханжество мне претит. Когда россияне, живущие всю жизнь в атмосфере абсолютно тотального правового нигилизма, ни в грош не ставящие никакие «бумажки», вдруг начинают самое унылое крючкотворство в чужих законодательствах, это выглядит как минимум нелепо.
Достаточно просто понимать, что законы в постсоветских обществах действуют лишь в той мере, в какой они отражают реальный баланс реальных сил, и не более того. Если правителя оказалось МОЖНО свергнуть – это, собственно, само по себе означает, что его правление незаконно, вот и всё. «Взгляд, конечно, очень варварский, но верный».
Тем более нелепо было бы с моей стороны ставить украинцам в упрек стремление «в Европу» и «прочь от России», в чем также изощряются нынешние «патриоты-государственники». Это примерно как если бы я обвинял цветок в том, что оно тянется вверх к свету, вместо того чтобы зарываться бутоном в землю.
Все естественное не может быть безобразным, а рыба ищет где лучше. Народная мудрость опять подсказывает правильное отношение. Вполне понятно, что Украина постаралась оторваться от РФ и ломануться в Европу, странно было бы, если наоборот.
Ведь что такое РФ? Это, собственно, та же Украина (по состоянию на 2014 год), только с нефтью (и газом). Вот этим «привеском» и определялась вся разница в нашу пользу – любой сколь-нибудь сохраняющий трезвость ума человек понимал это. Но именно отсюда и вытекала вся бесперспективность для Украины «развития связей» с РФ: ясно ведь, что нефть и газ останутся у нас – а больше, собственно, нам делиться и нечем, все остальное у нас такое же, местами и хуже. Люди такие же, с теми же примерно тараканами, политическое устройство аховое; Украина, собственно, смотрела в РФ как в свое отражение (только «цацок» и макияжа чуть больше) – и это отражение ей, понятно, не нравилось. Да и чего удивительного – оно и нам, если уж глубоко между нами и как на духу, не очень-то нравится.
Так что обращение «в Европу» очень верно – причем не за деньгами как раз, а за другой ролевой моделью жизни. Это что-то вроде историй, которых полно на сайтах спортивных изданий: какой-нибудь выдающийся хоккеист, фигурист или боксер вспоминает – жил я бедно, в пролетарском районе, был у меня друг Вовка и друг Санька, вечно они звали меня пить пиво по подворотням – но я однажды послушал соседа Роберта Иваныча, интеллигента в очках, и записался в спортивную секцию, стал «режимить» - и вот результат (показывает олимпийские медали).
Поиск правильной модели жизни – большое дело; жаль, что мы этим совершенно не озабочены, а озабочены лишь вопросом, когда нефть снова станет по 100 за баррель.
Самые упоротые мои сограждане искренне умудряются ставить в вину украинцам, что они, дескать, смеют отказываться с готовностью «лечь под руку российского государя», буквально – «воссоединится с Россией» (!), заодно признав, что «никакой Украины не существует и никогда не было». В общем, украинцы у них виноваты в том, что не хотят добровольно и с песнями раствориться в великой и могучей РФ.
Могу ли я обвинить Украину в том же? Да не дай бог, конечно. Мне и сама нынешняя РФ, с ее тотальным беззаконием, отсутствием реальной демократии, какими-то самозваными, невесть откуда взявшимися «элитами» и чуть-чуть присыпанной ветками оккупационной моделью госуправления, не нравится совсем; как же я могу желать кому-то погрузиться в это болото? Нет, конечно. Россия – явно не та страна, куда следует стремиться.
То есть и майдан и стремление в Европу, и даже желание оторваться от РФ – все это мне понятно и близко; но откуда ж обида? Может быть, претит вся эта воинственность, постоянные крики «мы будем воевать с Россией», «нам надо вооружаться» и т.п.? Уже теплее. Однако я подозреваю, что существуют обстоятельства, когда я признал бы и желание «защищаться от РФ» вполне правомерным. Нет, разочарование у меня не от этого.
Проблема, пожалуй, в том, что в какой-то момент я себе вообразил, что на Украине возможно создание «России-2». Своего рода позитива от нашего негатива. Вместо нашей сервильности, раболепия и уродливого чиновничьего беспредела, приправленного самым густопсовым «православным» мракобесием – нормальная демократическая, свободная страна без чинопочитания, с реальными выборами, уважением прав собственности и НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ. То есть, собственно, та Россия, которую мы не то что потеряли, а никогда и не имели – но хотели бы иметь.
И вот тут, собственно, и вышел облом. Еще не успев прогнать Януковича, Украина тут же занялась нелепейшими играми в эту свою «соловьиную мову», принялась педалировать «национальный вопрос», ходить в вышиванках и гнобить русский язык. Как бы сразу однозначно подчеркивая, что никакой «России-2» быть не может в принципе. А там уж докатилась и до подавления танками «русских районов» - это вместо того, чтобы перехватить их лояльность за счет отказа от приоритета «мовы».
Вот откуда разочарование. Нельзя не признать, что оно само по себе детское и наивное. Да и глупое. Что-то типа надежд «оттепельной интеллигенции» на «остров Крым», в котором якобы могла бы отсидеться и сохраниться во всем великолепии «настоящая», то есть не отравленная большевизмом Россия.
Все это инфантильное «бегство от реальности». Глупо было изначально рассчитывать на то, что кто-то построит «Россию-2». Во что-то удобоваримое надо превращать свою Россию, первую, она же и последняя. Другой, увы, не дано".