О воспитании чемпионов для большого спорта, о том, как исключительно популярный в молодежной среде паркур становится олимпийским (!) видом спорта, и, конечно, о допинговых скандалах — разговор со знаменитым латвийским тренером Артуром Мицкевичем, от мнения которого зависит очень многое даже на мировом уровне…
19 декабря Артуру Мицкевичу исполнилось 50 лет, из которых более 40 он в спортивной гимнастике. Многолетний старший тренер сборной Латвии, вице–президент Федерации гимнастики Латвии, но главное — президент мужского технического комитета Международной федерации гимнастики, а также член ее исполкома. Впервые в истории такое — чтобы человек из маленькой страны занимал ТАКИЕ должности, ведь когда речь заходит о мировых первенствах, последнее слово — именно за Артуром Мицкевичем.
Спортивная + художественная?
— По поводу того, что половина гимнастического мира на уровне тренеров и руководителей национальных федераций так уж прямо "говорит по–русски" — не совсем верно. Но — факт. Еще в советские годы, и потом, в смутные 1990–е, когда денег на пространстве восточного блока на спорт категорически не хватало, многие уважаемые тренеры уезжали на Запад, где заключали выгодные контракты, безбедно жили — и воспитывали будущих победителей. Поэтому верно: во многих западных странах, даже в США, использовали фундаментальные советские методики тренировок, к которым, само собой, добавлялись еще и местные наработки.
По словам собеседника, гимнастика уже давно входит в тройку самых значимых видов спорта для Международного олимпийского комитета. На самом деле мало кто задумывался, что, оказывается, на Олимпиаде гимнастика — на втором месте по популярности после легкой атлетики, а тройку замыкает плавание. Многие удивятся этому, но — факт. Гимнастика исключительно популярна среди зрителей и "живьем" на самых разных чемпионатах, и по телевизору. Трансляции с чемпионатов по гимнастике продаются телеканалам превосходно.
Да, такова тенденция в мире. В большом спорте вообще происходят самые неожиданные перемены. Например, в этом году — в синхронном плавании. Теперь в мире его будут называть "артистическим". Значит, уже с нового года художественная часть будет оцениваться выше наиболее сложной — технической. А в гимнастике как? Боюсь предположить: не собираются ли объединить спортивную и художественную? Шутки шутками, но, оказывается, это уже есть, причем среди… мужчин.
— В Японии уже есть такой микс: мужчины делают очень технически точные и сильные акробатические упражнения, при этом выступают и с предметами тоже, — говорит Артур Мицкевич. — Японские мужчины выступают группами — слаженно и красиво! Но, разумеется, на уровне олимпийских направлений в гимнастике такого вида спорта пока нет…
Паркур — на Олимпиаду!
— Зато гимнастика пополнилась другим видом спорта — паркуром, — продолжает собеседник. — С некоторых пор паркур включен в систему нашей международной федерации. И у меня уже есть документы, где расписаны этапы Кубка мира для паркуристов.
Да, известный всем по видеороликам в Интернете паркуровский фристайл пока не в программе чемпионатов. Зато в нее включена полоса препятствий — тоже исключительно зрелищная. Паркуристы проходят трассу с препятствиями, которую необходимо преодолеть не только технически точно без ошибок, но и за максимально короткий промежуток времени — в чем, между прочим, и заключается одна из главных целей популярного вида спорта.
Мы говорим о том, что паркур — это теперь полноценный вид спорта, который давно перерос простые "игры на улице", вдобавок еще и травматичные. Паркуром теперь, как официально утвержденным спортом, занимаются в залах, а обучают молодых людей профессиональные тренеры.
Создан технический комитет по паркуру, куда входят многие страны, в том числе и Россия. А раз паркур признали на мировом уровне (от США до стран Африки и Азии), то, конечно, и Латвия не исключение. Впереди у наших паркуристов большие чемпионаты…
Пирамида большого спорта
О спортивной пирамиде. Известно: в больших странах — таких как Китай, Россия, США — основание этой пирамиды обширное и мощное. В спорте там — сотни тысяч, миллионы молодых людей. Потом постепенно происходит "естественный отбор" — естественный отсев, в том числе по мере прохождения спортсменами фильтров разных чемпионатов.
И в итоге на вершину пирамиды — на мировые первенства и Олимпиаду — поднимается один из тех же 100 тысяч. И, наверное, естественно, что в небольших странах вроде нашей Латвии даже по этой причине спортсмены просто по определению слабее. Так? Оказывается, не совсем.
Говорит Артур Мицкевич:
— С одной стороны, эта схема логична, если сравнивать Латвию и, скажем, Японию, а с другой — тут у нас все несколько иначе. Как таковую пирамиду в Латвии вообще не очень–то и выстроить удается, поскольку у нас мало спортсменов. Поэтому сразу, как только ребенок пришел в нашу главную гимнастическую школу в Риге на улице Миера, тренеры внимательно за ним наблюдают: а вдруг именно он — будущий чемпион?
Отсев, конечно, происходит среди всех, кого заметили вначале, но все равно в небольших странах подход к воспитанию молодых людей намного более индивидуальный, чем, например, в Китае или США, где все действительно очень массово.
Другое дело, что молодые спортсмены из больших и богатых стран не сталкиваются с такими проблемами, как латвийские. Тут вот в чем дело. У нас молодые люди не занимаются спортом столько, сколько, например, американцы или японцы. Да, вначале молодому человеку достаточно и двух тренировок в неделю. Но потом, когда тренеры видят, что парень перспективен, ему надо заниматься три раза в неделю, а то и все пять.
А как в той же Риге пять раз в неделю ребенку заниматься, если он живет, скажем, в Иманте, а тренируется в зале на Миера? Час дороги в один конец, столько же — обратно, два–три — в зале. Это уже почти полдня. А ведь еще молодому человеку надо и в обычную школу ходить, и домашние задания делать.
И, разумеется, не каждый воспитанник, пока учится в начальных классах или в средней школе, может сам добраться из одного конца города в другой. Значит, его везут родители. А много ли у нас родителей, которые могут вот так запросто уделить ребенку 5–6 часов в день пять раз в неделю?
Да, кто–то может: например, тот, кто сам спортом занимается или, скажем, вырос "в гимнастике" — и знает, что ради достижений надо многим жертвовать. Однако большинство современных родителей не в состоянии столько времени отдавать ради спортивного воспитания своего ребенка — и упрекать их в этом нельзя ни в коем случае. Жизнь есть жизнь.
В результате мы видим, что парень, судя по всем признакам, — будущий чемпион, значит, ему необходимо много времени посвящать спорту, но он по объективным причинам не в состоянии этого делать. И в итоге Латвия теряет, возможно, будущего олимпийского чемпиона.
Кстати, на Украине до сих пор сохранились спортивные интернаты, где спортсмены и обычные занятия посещают, и тренируются. Не надо тратить время на дорогу, да и у родителей голова меньше болит из–за разных "детских" проблем. Увы, в Латвии и в прошлом таких интернатов не было…
Поэтому и результаты могут появиться только с помощью оптимизации процесса тренировок, поиска новых методик и индивидуального отношения к КАЖДОМУ ребенку. Интеллектуальный потенциал наших тренеров высоко оценен Международной федерацией гимнастики: в состав ее образовательной комиссии включен известный латвийский гимнаст Евгений Сапроненко…
Артур Мицкевич поблагодарил Рижскую думу, которая школе на Миера сильно помогает, причем на самом важном этапе — при становлении спортсмена. Дума выделяет деньги на инвентарь, который стоит очень дорого. Также благодаря муниципальной поддержке многие воспитанники освобождены от платы за тренировки — по мере продвижения по спортивной лестнице. А вот когда речь заходит о спорте самых высоких достижений, тогда подключается Латвийский олимпийский комитет, который помогает Латвийской федерации гимнастики.
— Уже сейчас мы видим перспективных спортсменов, которые в 2020 году, хочется верить, смогут поехать на Олимпиаду в Токио — конечно, если перед этим они пройдут все отборочные этапы, — замечает тренер…
Гимнастика от допинга чиста
Конечно, в разговоре с известным тренером мы не смогли обойти скандальную тему допинга. Сейчас в мире, по мнению многих латвийских спортсменов — в том числе и олимпийцев, воцарилось какое–то мракобесие. Медали у россиян отбирают задним числом, причем не через неделю или две после Олимпиады, но спустя годы! Понятно, что речь уже идет не о допинге как таковом: здесь — большая политика, а еще огромное желание отдельных стран вроде США "выиграть" Олимпиады задним числом, попросту отобрав заслуженные награды у победителей и передав их аутсайдерам.
Хотя, по мнению собеседника, все тут не так однозначно:
— О политике я говорить не очень хочу. Но не думаю, что в основе докладов "о допинге" Международного олимпийского комитета — только политический подтекст: дыма без огня не бывает. Я могу говорить только о гимнастике, а в ней допинговые скандалы почти не звучат. Здесь главная причина вот в чем.
В той же спортивной гимнастике допинг попросту никак не может улучшить результат. Химия действует на организм по–разному, но известно, что зачастую спортсмен, у которого переизбыток энергии и который работает на износ, не настолько точен в движениях, чтобы все просчитать до миллиметра. А спортивная гимнастика — точный вид спорта, где каждое движение важно. Посмотрите выступления гимнастов — и все поймете: промахнулся — пролетел (во всех смыслах!).
Через меня за все годы прошло очень много спортсменов — и все они были "чистыми". Допинг в спортивной гимнастике, как я уже говорил, не способствует улучшению результатов. Поэтому спортсмены его и не потребляют — бессмысленно. И я уже не говорю о вреде здоровью! Все мы слышали о случаях, когда, например, велогонщик приходит к финишу — и на месте умирает, когда силовик в 30 с лишним лет уходит из жизни от разрыва сердца. А недавно один всемирно известный штангист скончался от цирроза печени… Жуткие случаи. И очень хорошо, что спортивная гимнастика от них избавлена. Мы — за чистый спорт и за честные победы! — говорит Артур Мицкевич…
Антон ГУСЕВ