Микелле Абрамовой (кстати, 29 апреля у нее день рождения- 11 лет) повезло родиться в семье певицы Алсу и бизнесмена Яна Абрамова. Родителям Микеллы Абрамовой тоже повезло с родителями: Ян Абрамов — сын известного банкира Рафаэля Абрамова, Алсу- дочь совладельца «Лукойла» и бывшего сенатора Ралифа Сафина. То есть с деньгами все в порядке.
И вот Микелла Абрамова, которая большую часть жизни провела за пределами России, в Израиле и Великобритании, приезжает в Москву участвовать в телешоу «Голос.Дети». Сами эти заимствованные Россией на Западе шоу воспринимаются народом как один из немногих шансов бедных провинциалов «пробиться в люди» (самим или их детям). Ну или хотя бы какое-то короткое время пожить в сказке. Да еще и по Первому каналу покажут. А тут приезжает какая-то «богатая мажорка» и нагло выигрывает телешоу.
Микелла Абрамова старалась и активно готовилась к участию в шоу. Вокальные данные у девочки действительно скромные. Как, впрочем, и у самой Алсу, что не помешало ей почти 20 лет назад, в 2000 году занять второе место на «Евровидении» с песней Solo. Но когда в финале шоу «Голос. Дети. 6 сезон» Микелла набрала более 50 % всех голосов, соцсети реально взорвались от возмущения.
Трудно вспомнить, какое событие в России в последние годы обсуждали с таким накалом и остервенением. Ни гибель российского военного самолета с ансамблем Александрова и доктором Лизой на борту, ни взрыв над Синаем российского пассажирского самолета А 321 в октябре 2015 года, ставший крупнейшей авиакатастрофой в истории России (да еще и, по официальной версии российских властей, терактом) не вызывали такой массовой бурной реакции.
Микелле Абрамовой припомнили то, что за нее агитировали звезды российского шоу-бизнеса, в том числе самый популярный, по социологическим опросам, российский певец Филипп Киркоров. Появились никак не доказанные сообщения, что рабочих некоего курского завода заставили прямо на рабочих местах отправлять СМС в поддержку юной певицы чуть ли не под страхом увольнения.
Ну, и, разумеется, не могла не возникнуть главная версия, которая приходит в голову всем болельщикам любых конкурсов или спортивных состязаний, которые заканчиваются заведомо несправедливым, на наш взгляд результатом — победу девочке тупо купили богатые родители с большими связями «наверху».
Благо во всеобщей продажности властей на всех уровнях и общенационального телевидения российские обыватели давно не сомневаются. Именно поэтому никакие скандалы с посадками губернаторов, сенаторов, министров за взятки не меняют отношения россиян к власти — люди в России живут в стойком убеждении, что «воруют все».
Показательно, что версию «купленной» победы не исключает даже ведущий проекта«Голос.Дети» Дмитрий Нагиев: «Я не думаю, что поддержка медийных личностей может повлиять на результаты голосования в 60%, это все мифы. Повлиять могут деньги, которые тем или иным способом были заплачены, возможно, на этапе голосования людям, которые звонили с разных номеров по нескольку раз — это мое мнение».
В России обычно власть не реагирует на народное возмущение. При Путине принятие любых решений под воздействием народного мнения традиционно считается слабостью и непозволительными уступками. Тем не менее, на сей раз адресаты скандала реально зашевелились.
Первый канал 29 апреля распространил официальный релиз, в котором сообщил, что для инициированной им проверки результатов голосования на детском шоу привлечена международная компания Group-IB. Она специализируется на предотвращении кибератак и проведении сложных цифровых расследований. Кроме того, эта компания является официальным партнером Интерпола.
При этом народ свой вердикт по поводу того, кто «истинный» победитель шоу «Голос. Дети», уже вынес. Как говорится, все ходы записаны.
Вот, например, видео с песней Микеллы Абрамовой на песню «Love the Way You Lie» с финала шоу. У ролика на момент написания этого текста почти 1,1 миллиона просмотров, более 8 тысяч лайков (даже считать все их искусственно накрученными за деньги или угрозами), но при этом 32 тысячи дизлайков.
Вот она в том же финале исполняет песню Ты здесь": у ролика 5,5 тысячи лайков и 47 тысяч дизлайков.
А вот как выглядят на том же Ютьюбе показатели Максима Ержана, того самого участника шоу, которого публичные критики сочли наиболее достойным победы: у видео на песню «Adagio» больше 2 миллионов просмотров, 87 тысяч лайков и 2 тысячи дизлайков; у видео на песню «All by Myself» более миллиона просмотров, 36 тысяч лайков и 636 дизлайков. То есть, Микелла явно проигрывает Максиму в «народной любви».
Но самое интересное и важное в этой истории не песенное шоу, а то, как и почему в России реагируют на фактическую приватизацию государства 40−50 богатейшими семьями. Нет никаких публичных возмущений по поводу того, что дети крупных российских чиновников или богатейших бизнесменов руководят корпорациями, банками, даже министерствами. Что сын генпрокурора Юрия Чайки внезапно оказывается крутейшим многопрофильным бизнесменом. Что 10% богатейших россиян контролируют более 90% национального богатства.
Россия при Путине стала страной глухих согласных. Практически никто здесь уже давно особо не возмущается очевидными, вопиющими актами произвола, несправедливостями и преступлениями, совершенными властью или при ее попустительстве.
Никто по-настоящему не спрашивает с власти за постоянное вранье, за подтасовки выборов, за убийства оппозиционных политиков, за повышение пенсионного возраста после публичного обещания президента не делать этого. Но вот когда дочь Алсу выигрывает в шоу «Голос.Дети», это внезапно переполняет чашу«народного терпения» и мы почему-то «не можем молчать».
Почему? Потому что планомерное уничтожение выборов как возможности легально поменять на них власть, запреты и уголовное преследование даже далеких от политического активизма граждан по политическим мотивам (в том числе, за посты и репосты в соцсетях, а теперь еще и за «оскорбление» представителей власти) лишает россиян воли и желания возмущаться реальными несправедливостями российской жизни. Людей в России активно приучали к тому, что от них здесь ничего не зависит. И приучили.
В конце концов, лучше, спокойнее, безопаснее бороться в соцсетях за права «угнетенных жителей Донбасса» или против «купленной» победы в детском телешоу, чем против коррупции, кумовства, силового устранения политических оппонентов в российской власти.
Означает ли это, что массовая публичная борьба за справедливость на примере детского шоу — заведомо бессмысленное и бесполезное занятие? Нет, не означает. Такие истории показывают, насколько велико в России бытовое озлобление «простого народа» против элиты. Насколько деформированы в стране социальные лифты. Насколько злобную реакцию с политическим подтекстом может вызвать в обществе любая мелочь. Насколько далека ситуация от всеобщей поддержки населением своей несменяемой власти.
Российская элита привыкла жить в показной роскоши, презирать «простой народ» и публично демонстрировать, что она и есть реальный владелец этой страны. В путинской России в принципе невозможно представить себе сериал «Слуга народа», в котором президент будет считать себя именно слугой народа, а не его хозяином, благодетелем, покровителем.
В России в принципе отсутствуют нормальные механизмы диалога власти с обществом (высшей формой такого диалога в демократических государствах являются свободные честные выборы). В России власть абсолютно монологична.
Она разговаривает с народом сверху вниз и не хочет слышать снизу ничего, кроме слов восторга, любви, поддержки или, в крайней случае «нижайших прошений о помощи». Она привыкла всегда чувствовать себя однозначно правой. Всегда побеждать. Всегда игнорировать другое мнение.
Но, оказывается, побежать безоговорочно, любой ценой, вопреки реальности, россияне своей власти все-таки не дают. Правда — пока только в детском телевизионном шоу на Первом канале.