При этом Песков не смог ответить на вопрос, возможно ли введение подобного краткосрочного безвизового режима в России.
Русская служба Би-би-си спросила российских экспертов, почему Москва не идет на такой же шаг, как Белоруссия.
Александр Сергунин, профессор Санкт-Петербургской школы социальных и гуманитарных наук ВШЭ:
"Россия так поступает и поступала. Если мне память не изменяет, Россия с 90 государствами имеет безвизовые отношения или близкий к этому максимально либеральный режим, когда можно получать визу при приезде в аэропорт или в какой-то другой пункт пересечения границы.
В принципе, эти шаги делаются Россией, но в какой-то момент они должны быть поддержаны другими сторонами. Должно быть равноправие, должен быть ответ на эту добрую волю - такое не может длиться вечно. Если иностранные партнеры не идут на встречные шаги, наверное, будет это правило пересмотрено.
Хотя, несмотря на все политические разногласия, например, с США, получение американской визы максимально упрощено. Если выполняешь формальный набор требований американского консульства, и у тебя нет никаких замечаний по линии миграционной службы США, никаких проблем не возникает. Я многократно это наблюдал, когда сам получал эти визы в американском консульстве, собеседования проходят очень дружелюбно".
Кира Сазонова, доцент Института государственной службы и управления РАНХиГС:
"Во-первых, визовый режим существует не просто так. Прежде всего, он представляет собой важную меру по обеспечению безопасности. И в контексте того, что происходит в последние два года, то есть в связи с беспримерно возросшей террористической угрозой, конечно, на мой взгляд, то, что сделала Белоруссия, это достаточно опасно с точки зрения внутренней национальной безопасности.
Второй момент заключается в том, что в последние два года Россия, США и ЕС находятся в достаточно нестабильных, неровных отношениях, связанных с санкциями и так называемыми "контрсанкциями". Поэтому в данном контексте опять же было бы достаточно странно, если бы мы поступили так же, как поступила Белоруссия. Кроме того, белорусское государство уже вышло из санкционного режима, в котором пребывало достаточно долго. Сегодня отношения наладились, и сразу изменившийся политический климат вызвал правовые последствия в виде смягчения визового режима.
Может быть, в ближайшее время и у нас будут какие-то подвижки с новой американской администрацией, может быть, с Евросоюзом будут открываться какие-то новые перспективы. После этого возможны какие-то изменения по визовой ситуации.
Но, на мой взгляд, в контексте тематики безопасности это все-таки нежелательный момент. Визовый режим сегодня - это некий протектор, который позволяет хоть как-то отфильтровывать тот поток людей, которые пересекают границы".
Ирина Тюрина, пресс-секретарь Российского союза туриндустрии:
"Белоруссия сделала то, что давно должна была сделать Россия. Об этом турбизнес, само собой, и разные ведомства - Ростуризм, министерство культуры - просят российские власти много лет. Визовый режим - это визовый барьер для въезда в Россию, потому что у нас трудная, дорогостоящая, длинная и очень недружественная процедура оформления российской визы.
И Россия должна была бы давно это сделать [смягчить визовый режим], если бы она хотела зарабатывать на туризме.
Но Россия предпочитает зарабатывать на визах. Визовый бизнес - это очень большие деньги. И при этом это бизнес монопольный. Потому что, как вы понимаете, обратиться за визой можно только либо в российское консульство, либо в российский же визовый центр, что примерно одно и то же. Собственно, поэтому Россия безвизовый режим и не вводит.
А позитивных примеров стран, которые ввели безвизовые режимы, причем в одностороннем порядке, немало".